Найти тему

Учитель или логопед: кто корректирует грамматический строй речи

Оглавление

Что такое грамматический строй речи?

Грамматический строй речи –– это умение согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Он начинает формироваться примерно в полтора года. Обычно процесс формирования заканчивается к восьми годам. В этот период дети активно подражают речи взрослых, поэтому грамматический строй сильно зависит от повседневного общения с родителями.

Уже в три года малыш должен строить простые предложения из двух-трёх слов, связывая их между собой –– «собачка бежит», «мама, пойдем гулять» и так далее.

-2

В возрасте семи лет ребёнок должен говорить связно –– строить развёрнутые предложения и согласовывать слова по родам, числам, падежам и так далее. Если к восьми годам у ребёнка не сформирован грамматический строй речи, ему необходима помощь специалиста.

Кто занимается коррекцией грамматического строя речи?

Коррекция грамматического строя речи у детей –– это задача для логопеда. Во-первых, логопед определяет причину трудностей с грамматическим строем речи. Например, у некоторых малышей диагностируются проблемы с фонематическим слухом –– в такой ситуации они не слышат, что именно произносят взрослые, и не могут им подражать.

-3

В зависимости от причины трудностей, логопед подбирает упражнения. Среди них могут быть следующие упражнения:

  • игры для запоминания правильного употребления частей речи в разных формах, правила использования предлогов и союзов (например, логопед просит детей привести примеры предметов, которые могут быть зелёного цвета –– зелёный кузнечик, зелёная трава, зелёное пальто, зелёные листья),
  • загадки, в которых рифма помогает найти правильную форму слова,
  • песни и частушки с пропущенными словами, которые ребёнок находит и вставляет в текст, согласовывая с другими членами предложения (например, «запомнить нам уже пора бы, похожи на лягушек ... жабы»),
  • упражнения на словоизменение и словообразование (например, ребёнку предлагается любое слово, которое он должен изменить по числам, падежам, частям речи –– лес-леса-лесом-лесу-лесной-лесник-лесок-лесовичок).
-4

Чем занимается учитель русского языка?

Учитель русского языка обучает письменной речи и правилам русского языка. Кстати, если у школьника есть трудности с грамматическим строем речи, письменную речь он освоить не может. Поэтому если в классе есть дети с нарушением речи, коррекция всё равно проходит у логопеда.

Это связано с тем, что только логопед может установить причину нарушения речи. Среди них –– особенности физиологического развития, неврологические заболевания, стрессы, социально-бытовые условия жизни и многие другие. И только логопед может составить индивидуальный план коррекции речи.
Если хотите знать причину нарушения речи у малыша, запишите его на бесплатную онлайн-диагностику в первую школу коррекции речи в России KidBrains по
этой ссылке.

-5