Найти тему

Как происходит коррекция устной речи младших школьников

Оглавление

Коррекция звукопроизношения –– далеко не единственная задача, которую помогает решить детский логопед. Не менее часто к таким специалистам обращаются родители детей, которым необходима коррекция речи, младших школьников среди них особенно много. Рассказываем, как происходит коррекция устной речи младших школьников.

Улучшение качества устной речи делится на подзадачи. Среди них –– улучшение понимания смысла фраз и текстов, правильное согласование частей речи, правильное использование предлогов, чистое звукопроизношение, развитие фонематического восприятия, расширение словарного запаса и многие другие. Основной принцип работы над качеством устной речи –– от простого к сложному.

-2

Работа со словами

Коррекция речи младших школьников начинается с выполнения различных упражнений со словами:

  • разбивка слов на слоги с нахождением ударного;
  • выбор слов по заданной слоговой схеме;
  • подбор слов по определённому признаку;
  • подбор слов с одним отличающимся звуком (карта – парта»;
  • образование уменьшительно-ласкательных форм;
  • разгадывание кроссвордов и ребусов;
  • подбор антонимов, синонимов, омонимов к заданному слову.

Упражнения помогают развить фонематической слух и увеличить словарный запас.

-3

Работа со словосочетаниями

Следующий этап в коррекции устной речи младших школьников –– упражнения со словосочетаниями:

  • подбор прилагательных к существительным (трава какая? – зелёная,
  • подбор существительных к прилагательным (полосатая кто? – зебра);
  • согласование окончаний прилагательных с существительными по числу и роду;
  • подбор глаголов к существительному (что делают с капустой? – едят, режут, поливаю и так далее);
  • подбор существительных к глаголам с предлогом (пойти в …, сесть на ...);
  • выбор глагольных окончаний (мальчик написал, девочка написала»);
  • спряжение глаголов по лицам и числам (я читаю, ты читаешь, они читают и так далее).

Упражнения помогают освоить грамматического строя речи.

-4

Работа с предложениями

Затем логопед добавляет работу с предложениями:

  • составление предложений по заданной схеме;
  • составление фраз с заданным количеством слов;
  • разбивка текста на предложения;
  • соединение разорванных частей предложения;
  • расширение предложений.

Упражнения помогают развить связную речь и расширить словарный запас.

-5

Работа с текстами

На заключительном этапе коррекции устной речи младшие школьники переходят к работе с текстами:

  • восстанавливают тексты с пропущенными словами;
  • исправляют порядок предложений в текстах с нарушенной логикой;
  • соединяют разорванные тексты;
  • составляют рассказы по картинкам, по опорным словам, по началу и концу истории.

Упражнения развивают речь и мышление в целом.

Коррекция речи младших школьников всегда начинается с комплексной диагностики, на которой логопед устанавливает причину ошибок в речи. Без точного диагноза даже самые эффективные упражнения могут оказаться бесполезными. Кстати, вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке.

-6