Одна из наиболее сложных задач, с которой сталкивается логопед, запуск речи у неговорящих детей. Как правило, это очень длительный процесс, который требует не только работы со специалистом, но и участия родителей ребёнка. В логопедии применяется несколько методик запуска речи у детей, которые разработаны разными специалистами. Логопеды могут совмещать методики или использовать другие техники –– всё зависит от причины, по которой малыш не начинает говорить. Рассказываем про несколько популярных методик.
Методики запуска речи у детей
Методика запуска речи Новиковой-Иванцовой
Логопед Т. Н. Новикова-Иванцова разработала и проверила на сотнях учеников методику запуска речи, в основе которого лежит необходимость в прохождении всех этапов речевого развития.
Развитие речи начинается с рождения и проходит через следующие этапы:
- крик;
- гуление;
- лепет;
- становление речи.
По мнению автора данной методики, если малыш пропускает какой-либо из этапов развития речи (крик, гуление или лепет), он не может освоить полноценную речь. Задача логопеда –– вернуться к пропущенному этапу и помочь малышу освоить необходимые для него речевые навыки.
Занятия направлены на развитие мелкой моторики, слухового восприятия, ритмики, зрительной памяти. Каждый урок проводится с определённым музыкальным сопровождением.
Методика запуска речи Грузиновой
Логопед Т. В. Грузинова разработала методику, которая получила название «Игровая логопедия». Занятия проводятся на полу в игровой комнате. Логопед вовлекает ребёнка в игру и выявляет звуки, которыми он выражает эмоции. За каждым звуком логопед закрепляет определённый жест и игрушку. Специалист также показывает движения со звуковым сопровождением. Например, забивает рукой пробки в отверстия разной формы и проговаривает звуки на каждое движение руки («та-та-та»).
Дальше логопед работает над постановкой и закреплением других звуков, постепенно расширяя набор соответствующих им игрушек и ритмичных действий. Со временем малыш учится преобразовывать звуки в слоги и слова, а затем –– в словосочетания и короткие фразы. На заключительных этапах логопед использует карточки с картинками, по которым ребёнок должен составить предложениями.
Методика запуска речи Шишкиной
Логопед Н. А. Шишкина создавала авторскую методику на протяжении 10 лет.
Метод «Мои первые слова» основан на повторении звуков вслед за взрослым с использованием разнообразных вспомогательных материалов – картинок, кнопок, наклеек, дорожек.
Обучение ведётся от простого к сложному –– от самых лёгких в произношении гласных к согласным. По мере освоения звуков задания усложняются, ребёнок переходит к составлению слогов, слов, предложений и рассказов. Занятия проходят в игровой форме –– логопед соединяет звуки с жестами и мимикой, подключает зрительное восприятие и мелкую моторику.
Выбор подходящей методики запуска речи зависит от причины, по которой малыш не начинает говорить. Узнать причину и точный диагноз можно только на комплексной диагностике речи, которую проводит логопед-диагност. Вы можете прямо сейчас записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику по этой ссылке и получить индивидуальный план запуска речи, составленный специально для вашего ребёнка.