Найти тему

Как проходит работа логопеда с детьми с ЗПР

Задержка психического развития или ЗПР –– это не клинический диагноз, а особенность развития психики малыша в конкретный период времени. Причины ЗПР условно делятся на две большие группы: биологические и социальные. К первым относятся трудные роды матери, некоторые врождённые заболевания и так далее. Ко вторым –– частые ссоры родителей, смена места проживания и так далее. Рассказываем, как проходит коррекция речи детей с ЗПР.

Использование игровых методик

Основное отличие коррекции речи детей с ЗПР –– преимущественное использование игровых методик. Задача логопеда — с первых минут заинтересовать ребёнка и сохранить эту связь до конца занятия.

-2

Принцип «От простого к сложному»

У малышей с ЗПР часто наблюдается не только задержка в интеллектуальном развитии, но и трудности с выражением эмоций. Особенно тяжело им бывает собрать волю, чтобы справиться с тем или иным упражнением. По этой причине логопед в режиме реального времени подбирает для малыша игры, чтобы ему было интересно, но при этом достаточно легко.

Принцип контрастности

Работа логопеда с детьми с ЗПР также следует принципу контрастности. Суть этого принципа в том, что логопед постоянно переключает малыша на разные игры, чтобы он не потерял интерес к занятию. Это связано с ключевой особенностью ребят с ЗПР –– им трудно долго концентрироваться на одном и том же виде деятельности без потери интереса. Причина этому –– недостаточная зрелость мозговых центров, отвечающих за эмоции и внимание.

-3

Объяснение смысла упражнений

Во время работы с детьми с ЗПР логопед всегда доносит до ученика смысл поставленных заданий. Малыш должен чётко понимать, зачем он выполняет каждое конкретное упражнение или играет в ту или иную игру. В логопедии это называется активной ориентировкой в задании.

Чтобы достичь этой цели, логопеду нужно:

  • разобрать с малышом структуру задания,
  • выделить опорные точки в задании,
  • обозначить правильную последовательность действий,
  • дать ребёнку простые инструкции по каждому этапу выполнения,
  • проговорить задачу несколько раз.
-4

Непрерывный контроль результатов

Последний принцип, которому следует логопед, занятия с ребёнком ЗПР непрерывно контролируются.

Речевой контроль подразумевает:

  • составление и следование индивидуальному плану коррекции речи,
  • контроль выполнения каждого упражнения,
  • совместный разбор результатов каждого занятия,
  • адаптация индивидуального плана коррекции при необходимости.

Обычно диагноз ЗПР ставят в пять лет, но признаки этого нарушения могут проявляться немного раньше. Если у вас есть подозрение, что у малыша может быть ЗПР, запишите его на бесплатную онлайн-консультацию в первую школу коррекции речи в России KidBrains по этой ссылке.

-5