Задержка психического развития или ЗПР –– это не клинический диагноз, а особенность развития психики малыша в конкретный период времени. Причины ЗПР условно делятся на две большие группы: биологические и социальные. К первым относятся трудные роды матери, некоторые врождённые заболевания и так далее. Ко вторым –– частые ссоры родителей, смена места проживания и так далее. Рассказываем, как проходит коррекция речи детей с ЗПР.
Использование игровых методик
Основное отличие коррекции речи детей с ЗПР –– преимущественное использование игровых методик. Задача логопеда — с первых минут заинтересовать ребёнка и сохранить эту связь до конца занятия.
Принцип «От простого к сложному»
У малышей с ЗПР часто наблюдается не только задержка в интеллектуальном развитии, но и трудности с выражением эмоций. Особенно тяжело им бывает собрать волю, чтобы справиться с тем или иным упражнением. По этой причине логопед в режиме реального времени подбирает для малыша игры, чтобы ему было интересно, но при этом достаточно легко.
Принцип контрастности
Работа логопеда с детьми с ЗПР также следует принципу контрастности. Суть этого принципа в том, что логопед постоянно переключает малыша на разные игры, чтобы он не потерял интерес к занятию. Это связано с ключевой особенностью ребят с ЗПР –– им трудно долго концентрироваться на одном и том же виде деятельности без потери интереса. Причина этому –– недостаточная зрелость мозговых центров, отвечающих за эмоции и внимание.
Объяснение смысла упражнений
Во время работы с детьми с ЗПР логопед всегда доносит до ученика смысл поставленных заданий. Малыш должен чётко понимать, зачем он выполняет каждое конкретное упражнение или играет в ту или иную игру. В логопедии это называется активной ориентировкой в задании.
Чтобы достичь этой цели, логопеду нужно:
- разобрать с малышом структуру задания,
- выделить опорные точки в задании,
- обозначить правильную последовательность действий,
- дать ребёнку простые инструкции по каждому этапу выполнения,
- проговорить задачу несколько раз.
Непрерывный контроль результатов
Последний принцип, которому следует логопед, занятия с ребёнком ЗПР непрерывно контролируются.
Речевой контроль подразумевает:
- составление и следование индивидуальному плану коррекции речи,
- контроль выполнения каждого упражнения,
- совместный разбор результатов каждого занятия,
- адаптация индивидуального плана коррекции при необходимости.
Обычно диагноз ЗПР ставят в пять лет, но признаки этого нарушения могут проявляться немного раньше. Если у вас есть подозрение, что у малыша может быть ЗПР, запишите его на бесплатную онлайн-консультацию в первую школу коррекции речи в России KidBrains по этой ссылке.