Активность злоумышленников в интернете нисколько не снижается, а, скорее, возрастает. В Абакане, по данным правоохранителей, за предыдущий год зарегистрировано около 400 IT-преступлений. Иными словами, тематика дистанционного мошенничества, к сожалению, не теряет актуальности. О разных способах «честного отъема денег» и финансовых рисках для граждан — в интервью с помощником прокурора Абакана Романом ФИРСОВЫМ.
— Роман Витальевич, предлагаю начать со статистики. Что на сегодняшний день можно сказать?
— Прежде всего, приведу цифры: за два месяца наступившего года зарегистрировано 135 преступлений, совершенных в сфере коммуникационно-информационных технологий. В это число входит мобильное мошенничество, а также иные преступления, совершенные с использованием сети Интернет. Наиболее распространенное явление — это когда злоумышленники представляются сотрудниками банка либо правоохранительных органов и сообщают заведомо ложные сведения о том, что банковская карта заблокирована…
— Хочу добавить, что буквально на днях к нам в редакцию заглянули сотрудники полиции и раздали специальные памятки: как не попасться на удочку мошенников. Кстати, аналогичные буклеты полицейские раздают и на улицах города, и на руки жильцам МКД… Так вот, там действительно отмечается, что манипуляции с банковскими картами и счетами — самый популярный у мошенников способ «отъема денег» у россиян.
— Все верно. И чтобы не стать жертвой мобильного мошенничества, надо четко понимать: если вам звонят с неизвестного номера и сообщают, что ваша карта заблокирована, или с нее проходят подозрительные списания, или вам начислены какие-то субсидии, выплаты (Например, выплаты президентские на детей или «ветеранские» выплаты — май не за горами. Помните, что мошенники «подстраиваются» под график выплат.), советуем незамедлительно сбрасывать такие звонки.
Сотрудники кредитной организации никогда не станут звонить и спрашивать номер вашей банковской карты, ни с лицевой, ни с оборотной стороны, потому что у банков есть свои базы данных. Не делают этого и сотрудники правоохранительных органов.
— А что на самом деле предпринимает банк, если по счету проходят подозрительные транзакции? Как распознать, что это не мошенники, а банк совершает охранные мероприятия, чтобы с вашего счета не списались деньги?
— Самый верный способ — положить трубку и самому обратиться в банк, перезвонив по номеру из официальных источников, например с банковского сайта. Даже если сомнительная активность по карте зафиксирована, далее лучше проехать в отделение банка и пообщаться с его сотрудниками на месте.
— На что, по вашим наблюдениям, чаще всего «давят» мошенники, чтобы добиться у своего «клиента» эмоционального отклика?
— Они, как правило, владеют навыками психологического воздействия. Главным образом, заставляют действовать быстро, чтобы у человека не было возможности осознать ситуацию. Отдают распоряжения в ультимативной форме, поэтому люди, особенно пожилые, теряются и строго следуют указаниям мошенников. Были случаи, когда жертвы, продолжая разговор со злоумышленниками, идут до банкомата и совершают действия, как им кажется, по сохранению своих денег. На самом же деле они попросту открывают мошенникам доступ к своему счету, и деньги списываются. Кстати, преступники — опять же, с помощью тех возможностей, которые предоставляет интернет — прекрасно осведомлены о всех ближайших от места нахождения «клиента» банкоматах.
— Еще о какой разновидности дистанционного мошенничества следует предупредить абаканцев?
— Это обман на сайтах продаж, в том числе с использованием так называемых фишинговых страниц. Для их создания мошенники дублируют исходный сайт компании, но, скажем, меняют в названии букву или иной символ — то, что сложно заметить беглым взглядом. В итоге человек, проходя по ссылкам на поддельном сайте, предполагает, что он совершает покупку, но в действительности путем ввода определенных данных предоставляет мошенникам доступ к своей карте, после чего начинается списание средств. Ну и, естественно, товара покупатель в таком случае не дождется.
На том же «Авито» зачастую общение между продавцом и покупателем происходит путем переписки, поэтому риск возможен с обеих сторон. Мошенники»покупатели», например, могут использовать поддельные электронные квитанции. Поэтому, чтобы обезопасить себя, необходимо, как минимум, созвониться с приобретателем своего товара.
Нередко бесконтрольные переводы денежных средств совершают дети. Сейчас практически все они обладают гаджетами, и у них есть «Киви»-кошельки, к которым привязаны банковские карты папы или мамы.
— Что можно посоветовать родителям?
— Либо отвязать свои карты от детского номера, либо установить максимальную сумму трат. Допустим, не выше 500 рублей…
Еще один существенный момент, на котором я хотел бы сделать акцент: пользоваться чужой, случайно найденной банковской картой — это преступление. Такие уголовные дела нами уже неоднократно направлялись в суд.
— То есть, нужно помнить, что чужая карта — это те же деньги?
— Конечно. Ошибочно думать, что пользоваться ею — не воровство. Все карты — именные, и все имеющиеся на них денежные средства принадлежат конкретным людям.
Записала
Елена ЛОБАНОВА
Фото из открытых источников