Найти тему
Борис Останкович

Евгений Останькович По заданию Зевса

Глава 16. Каково в муравейнике.

(Атавизмы расчетливой природы. Откуда пошли касты. Эпилиптоид против циклотимника. Третий тип по Кречмеру. Как Шедде чуть не начал мировую войну).

Существует на свете удивительное произведение природы - муравейник. В нем царит настоящий социальный порядок. Там есть солдаты, охраняющие общее жилище. Они же сопровождают караваны своих сородичей, отправляющихся далеко за пределы муравейника за всякой всячиной. Есть работяги, которые постоянно следят за состоянием дома и ремонтируют его. Специальная прислуга ухаживает за личинками. Огромное внимание оказывается дамам - самкам, воспроизводящим род этих древнейших жителей планеты. Вот такое строгое и неумолимое распределение и выполнение разных функций во имя выживания своего муравейника дало основание многим ученым считать его самостоятельным и единым организмом.

Одна беда - муравьи живут в эволюционном тупике и их цивилизации за миллионы лет не продвинулись ни на один шаг вперед. А всему причина - их генетическая матрица. Как говориться, каждой твари - инстинктов по паре. И нет им развития из-за отсутствия приличного мозгового аппарата. То - ли так специально сделала природа, То - ли это итог неудачного ее эксперимента на пути эволюции. Словом, жизнь муравейника идет по идеальному кругу, о котором так вздыхали египетские жрецы и греческие философы. Но история немало знает примеров, когда политики пытались уже в недавние времена строить для людей такие муравейники - государства.

Я не согласен с теми, кто убеждает в том, что Ленин, придя к власти, видел будущее страны из комплекса ГУЛАГов. Большевики считали, первоочередной задачей, превозмогая человеческие страдания и всякие там "неудобства" для людей, построить сильное государство, способное отстоять "завоевания народа" от внешних и внутренних врагов.

За счет сверхусилий людей, за счет массовой самоотверженности (самоотверженность означает отдачу всего себя при отвержении “я”). Вопрос об улучшении благосостояния народа не решался. Благо, на то были и объективные причины. Такие, как великая отечественная война. Словом, все для государства! Вроде бы логично. Но по природным законам способ удовлетворения потребности (а в данном случае коллективной потребностью было создание сильного государства) постепенно становится самостоятельной потребностью. Так государство стало самоцелью. Большевики всегда почитали диалектику Гегеля. И может, сами того не подозревая, попали в паутину гегелевского идеализма. Ведь этот ученый считал, что государство является главным живым организмом, а люди - всего - лишь строительный для него материал. Потом этот строительный материал догадались назвать "винтиками". А дальше - больше. Недаром великий ученый и фантаст И.Ефремов нашел обидное название - "муравьиный лжесоциализм."

Обидно? Но ничего не поделаешь. Потребности людей развивались мало, ведь "винтиками" многого и не надо при их самоотверженности, то есть самоотвержении. Развитие общества пошло почти по кругу, центробежные силы сделали свое дело - все стало замыкаться на себя. Человек. Семья. Трудовой коллектив. Ведомство. Регион. Правительство.

Образно говоря, большевики "сломали спираль". Какое-то время движение продолжалось по инерции. А потом итог. Вы его видели своими глазами.

Есть и другие исторические аналогии. Фашистская Германия. Гитлер учел опыт Сталина и добавил что-то свое. Нет необходимости вспоминать все факторы, сделавшие германию фашистской. О них немало сказано в печати. Но есть моменты, вытекающие из природных закономерностей, которые сработали так безотказно, что возникшая ситуация удивила многих политиков, публицистов, социологов. Приведу только слова Д.Неру из писем дочери, которые писались этим индийским лидером в тюрьме: "...изменения в Германии...потрясли Европу и ошеломили многих людей. Что такой культурный и высокоразвитый народ, как немцы, может позволить себе подобное жесткое и варварское поведение. Это было поразительное явление".

А дело было так. После революции 1918 года, которая не была подлинной революцией, так как сохранилась старая политическая, социальная и экономическая система, у власти оказались социал-демократы. Дела у них шли скверно, что усиливало позиции коммунистов. В то время Германия попала в полосу жесткой инфляции, что помогло правительству расплатиться с внутренними долгами. Но, являясь средством ограбления трудящихся государством, инфляция довела до печального состояния ту часть населения, которая жила за счет бюджетной сферы. В том числе оказалась и интеллигенция, которой пришлось уйти душой в материальные потребности. Они-то и стали лидерами в системе преддействия. Борьба за права человека, за демократию, защита евреев и коммунистов от террора, личная ответственность каждого за происходящее вокруг уступили место приземленному вопросу - как выжить самому? Многие с равнодушием отнеслись к актам надругательством над культурой, к фашистскому произволу, беззаконию. Более того. Потребности выживания сработали на идею сильной личности. Появилась надежда, что она не только избавит от позора нацию (вспомним поражение Германии в первой мировой войне), но и спасет от мук нищенства и голодания.

Инфляция способствовала расцвету торгашества, мелкотоварного производства. Она же являлась матерью криминальных структур. Вот из среды лавочников, мясников и полууголовных элементов Гитлер и черпал своих сотрудников и помощников. Он улучшил положение многих, указав пальцем на "виновников" кризиса - коммунистов и евреев. Большинство этих "виновников" и оказалось в лагерях или бежало за границу. Появилось много служебных и рабочих мест - их отдавали сторонникам Гитлера. Безработные врачи и учителя нашли таким образом средства к существованию. Криминальные элементы стали на путь праведный, захватив оставшиеся без хозяев мастерские, лавки, ателье и так далее.

Демагогия, лозунговость, игра на национальных чувствах помогли формированию новой морали. Идеологи нового режима учили, что подлинная сущность человека - это та, которую он берет путем саморастворения в чем-то другом - в государстве.

В такой обстановке Гитлер без всякого труда разогнал парламент. Страна стала обретать черты того же муравейника. Был создан идеальный социум для ведения войны. Теперь германия уже не могла не воевать. Но сработал предохранительный клапан природы. Видя нависающую угрозу, многие страны объединились против гитлеровского кошмара. Так, по закону социальной амнезии, это государство было уничтожено, как раковая опухоль на теле человечества.

Но нельзя, конечно, приводя ассоциацию между государством и муравейником, однозначно плохо относиться к форме организации жизни насекомых!

У муравейника есть и рациональное зерно - это природная специализация каждой особи. А давайте посмотрим, не взяла ли природа это рациональное зерно для более серьезного эксперимента? Не бросила ли она его на ниву человеческой жизни! Не так ли уж близоруко поступила она, позволив в какую-то древнюю эпоху создать в Индии человеческие касты, то есть предопределение природного сословия? Различие между ними объяснялось степенью "природного благородства". Сословия назывались варнами. По преданию, ставшему потом религиозной догмой, высшая варна произошла из уст первочеловека. В это сословие входили брахманы - жрецы. Потом шли кшатрии - воины, управленцы, родившиеся из рук первочеловека. Затем следуют вайшьи - чей удел заниматься земледелием, скотоводством, торговлей, ростовщичеством. Первочеловек потратил на них свои бедра. Ступни пошли на сословие шудр, которое служит предыдущим варнам. Четкость и прочность сословных отношений обеспечивали, в немалой степени, выживаемость древнеиндийских общественных образований. Конечно, можно говорить о возникновении неравенства, эксплуатации, классовом расслоении. Но надо вспомнить, когда это возникло! Это, во-первых. А во-вторых, не кажется ли вам, что некое "природное благородство" можно расшифровать как природное предназначение? Все это очень напоминает рекомендации древнегреческих утопистов.

Платон и другие мыслители пропагандировали жизнь по человеческой природе. Общество, мол, обязано отбирать детей по задаткам и воспитать с их соответствием. Но опять проглядывает эдакая специализация для сохранения "полиса" - государства. Воины должны защищать и оберегать общество. Ремесленники и земледельцы - кормить и одевать. Жрецы, поэты, артисты - эмоционально склеивать общество. У каждой такой социальной группы - свои лидирующие потребности, которые, вступая в унисон с задатками помогают успешнее исполнять предписанные природой функции. Представления греков удивительно соответствуют классификации психолога-психиатра Э.Кречмера, поделившего людей на несколько типов. Правда, Кречмер стремился доказать схожесть психики с внешностью, что не всегда соответствует действительности. Но зато какая поразительная стыковка произошла при сопоставлении типов психики с функциональной природной предназначенностью, о которой твердили греки.

“Циклотимники" Кречмера, например, тяготеют к цементированию общества за счет сильных эмоций и чувств, повышенной контактности с окружающими. Циклотимники остро воспринимают дружбу, товарищество, доброту, а свое самовыражение и самоутверждение строят из кирпичиков чувственного признания людей. Их подводят эмоции. Помогая усиливать контактные связи между людьми, они в тоже время за счет своего мощного потенциала вносят серьезные "помехи" в процесс преддействия. По этой причине возможен сбой при выработке мотивов, и потому они нуждаются в солидном запасе воли, способной навести порядок в спирали процесса преддействия. Их воля в абсолютном выражении должна быть выше, чем у людей иных типов.

Несправедливо получается, если эпилептоид (другой тип человека по Э.Кречмеру), у которого эмоции в состоянии нормы, а в психике нет столь сильной связи между сознанием и подсознанием (за счет этого нет столь сильной борьбы между духовными чувствами и подсознательными силами), посмеивается над циклотимником. Ему же проще принять решение, и это он порой считает заслугой своей воли - такой сильной, натренированной. Бедолага! Ведь у него есть своя "беда": вязкость мышления, лишенного части энергии подсознания. Отсюда его нечеткость, относительная слабость фантазии, образного мышления. Но такая личность преуспевает в руководстве. Если циклотимник живет ради признания и славы, ощущения своей нужности, то эпилиптоидный тип предрасположен жаждать власть. Но всмотритесь, вникните в его решения. Как в них мало творчества! Эпилептоид нуждается в подсказке, окружении хитрых или мудрых, или ловких. Он любит подчас ожидать распоряжений "свыше". Он легко может распорядиться судьбой любого человека, даже самого верного и близкого друга. И особой воли борьбы мотивов ему не нужно...

Такие люди редко себя переделывают. О них зато говорят: "Какая волевая натура!" А он, и по этой причине, все больше утверждается в мысли - он по праву царь, король, бог...

В силу ослабленных эмоций эпилептоиды меньше других испытывают страх или сомнения. Видимо, природа "лепила" их, имея в виду охранителей - воинов.

Третий тип по Кречмеру - шизоидный. У этих людей свои особенности в нервных связях между блоками сил преддействия. Из системы их взаимосодружества и взаимоподчинения и дополнения выравниваются в относительную "свободу" блоки образов и понятий. Как часто говорят: "он зациклился" на том-то. У них тоже, как и у других людей, существуют потребности в альтруизме, в необходимости человеческого контакта. Но их информированные связи, как бы отключаются на другое время от основных процессов преддействия так как там "организуют ералаш" идеи и образы. У шизойдов есть тенденция ухода в собственное “Я” по той причине, что человек меньше обычной нормы воспринимает окружающее: вниманием овладело восприятие, исследование каких-то образов или идей.

У шизотимников нет в психике, как у циклотимников, обостренной борьбы потребностей. Ведь круг развитых потребностей весьма ограничен или просто подчинен одной, которую завоевала идея. Вот так, оказывается, бывает на свете. Образ, мысль "завоевывают" потребность, и она царствует во всем круге преддействия во имя этой идеи. Отсюда относительное постоянство и объективность. Эти качества сглаживают такие недостатки, как необщительность, бесчувственность. (все, конечно, в известных пределах).

К таким людям часто причисляют ученых, философов, писателей, бухгалтеров... Это лидеры идеи. Им, конечно, нужна, как и всем людям, воля. Но проявлять усиленный ее импульс, как правило, нет необходимости.

Предвижу, что некоторые читатели, уже начинают проектировать все вышесказанное на себя. Могу их разочаровать. Речь идет о так называемых чистых типах, которые действительно существуют, но как консерваторы человеческих качеств, во имя продолжения рода человеческого. Большинство же людей - смешанные типы. Хотя нередко тяготение к какому-либо типу все же существует. Вот почему так важно знать их достоинства и недостатки.

Смешно, например, поставить во главе театрального или журналистского коллектива человека эпилиптоидного типа. Римский солдат по натуре, он, конечно, наведет там "порядок", но зато вы долго будете потом искать днем с огнем творческую обстановку в коллективе. Сколько может появиться рядом с таким директором льстецов и подхалимов!

Поставьте во главе металлургического комбината яркого циклотимника. Он обязательно начнет всякие модернизации. Может быть, поднимет творческую активность коллектива. Но вскоре сам "сгорит" рядом с домнами, раздираемый противоречиями. За каждым углом его ждет инфаркт, инсульт или психотерапевтическое отделение больницы.

Ему трудно принимать сложные решения. И потому может появиться опасность, что наш герой станет плестись в хвосте событий. Ему повезет, если его снимут с работы еще до того, как появится у подъезда "скорая".

И еще немного о воле. Нужно ли ее воспитывать человеку параноидального типа? Параноидального?! Но такого типа природа не создает. Создаем мы его сами - люди. Он рождается под влиянием неудовлетворенных потребностей высшего порядка. Обиды, гонения, унижения, болезни совершают сдвиг в психике. В нем застывает и клокочет одновременно жажда самоутверждения. Неудовлетворение потребностей, как я уже писал в самом начале книги, может вызвать их трансформацию в сторону противоположного знака плюс или минус. Комплекс неполноценности доводит параноидального типа до болезненного состояния, до принципа: самоутверждаться любым путем! Сами о себе люди параноидального типа думают очень тепло и мягко. Смотрят в зеркало и видят в нем великих страдальцев, великих любовников, великих борцов, великих... Они эгоистичны, болезненно чувствительны, фанатичны. Они могут убить без видимой причины, уничтожить произведения искусства. Чувство неполноценности, ущербности требует компенсации, торжества над всем сущим. Именно они чаще всего вытаптывают траву на газонах, рвут на клумбах цветы, глумятся над слабыми, опрокидывают скамейки...

Хорошо, когда только рвут цветы и опрокидывают скамейки. А если такой человек смог добраться до руля большой власти? Как добрался, например, Адольф Гитлер.

Меня поразил своей психологической достоверностью роман-вымысел (хорошо, что вымысел!) Английского писателя Энтони Ф.Трю. Действие в этом произведении происходит в основном на подводной лодке. На атомной подводной лодке "возмездие", оснащенной американскими "паларисами", каждый из которых способен вывезти из строя крупный город. Такая перспектива не отталкивает, а возбуждает командира лодки Шедде. Психическая его неуравновешенность усугубляется патологической враждой к Советскому Союзу. У командира под контролем пульт управления ракетами. И только случайность мешает Шедде довести до конца свой замысел - выпустить ракеты на Ленинград.

Шедде - психически больной человек. У него умственный паралич. Развивается злоба, тоска по прошлому, будто эпоха колониальных империй и господ, повелевающих другими народами, может еще вернуться. Это основа его идеологии. Он близок к Джеймсу Форрестолу, выпрыгнувшему из окна с криком: "советские танки в Нью - Йорке!"

Шедде был от рождения циклотимником. Но вместо теплоты и ласки получил даже в годы детства - равнодушие. Суровый отец, злая мачеха. Потом случай в подводной лодке "Сейбра" во время второй мировой войны. Лодку атаковали фашистские корабли. Шедде не выдержал и закричал. Чтобы привести его в порядок, в нормальное состояние, его ударяют по лицу. Он умолк, подавленный, униженный. Потом долгие годы испытывал чувство позора. Произошла потеря самоуважения.

И вот на лодке появился сын бывшего капитана "Сейбры". И теперь Шедде считает, что о его позоре уже знает весь экипаж. А тут еще от капитана уходит любимая жена. Появляется подозрительность. Случайные происшествия на лодке капитан начинает считать актами диверсии. Затем Шедде попадает в автомобильную аварию: смех толпы, унижения, на его взгляд, в полиции. Это уже - кульминация! За ней - развязка. Капитан окончательно теряет реальное представление об окружающем и отжимает огневой плунжер от себя...

Произошло возбуждение в одних зонах преддействия за счет торможения других. В данном случае не повезло нравственно-оценочному блоку. Все интересы и ценности, относящиеся к самым гуманным, самым человечным, самым альтруистским потребностям были вышвырнуты из спирали преддействия. Нужна ли была особая воля этому капитану, чтобы спровоцировать мировую атомную войну?!..

* * *

Конечно, в жизни, повторяю, не так часто встречаются чистые "кречмеровские" типы - цивилизация сделала немалую им "огранку", но внимательно осмотритесь вокруг. Есть все же среди знакомых ваших или известных лидеров общества таковые. Знакомство с кречмеровской классификацией поможет, в какой-то степени, прогнозировать их действия и поступки. Мне, например, кажется, что кто-то учел психику лидеров оппозиции Белого - Черного Дома при создании и разрешении возникшего конфликта с парламентом.

А теперь о том, что Природа и ныне старается "насытить общество" разными по своей функциональной принадлежности особями. И тому есть немало, по - моему, примеров. Говорят, например, что женщина стремится в любви к качеству. Что это такое, она вам не скажет или обманет. Потому что сама не знает, но что-то чувствует, поскольку имеет приказ природы на уровне инстинкта. Ее поводырь - эмоции, когда надо решать вопрос о материнстве. Но воспитание, социальная среда, экономические условия, сознание женщину могут подвести. Муж на руках носит ее, а она считает себя обманутой жизнью. Другого мужа рыцарем не назовешь, он бьет "для профилактики" единоверную по субботам, а она души в нем не чает. Вот так упрямо соблюдает природа свои принципы и, вероятно, не напрасно. Ведь оберегает природа как и функциональные типы, так и необходимые для общества социальные слои, а особенно их гомеостазисы. Для них-то, наверное, и воспроизводит функциональные типы. Стоит чем-то "заболеть" какому-то социальному слою, лихорадит весь организм общества.

Сейчас, например, весьма недужит интеллигенция, схватив изрядную дозу шоковой терапии. И, как когда-то в германии, происходят процессы антидуховного характера под сурдинку морали лавочников и мясников, у которых уже и в печати, и на радио нашлись свои идеологи.

Вот уже какой-то доктор исторических наук сделал по эфиру громогласное заявление - интеллигенция, дескать, сыграла свою роль при империи, а теперь не нужна. Это как бальзам в душу криминальной бюрократии, мафиозным структурам. Скоро, скоро, мол, некому будет "генерировать" эту самую духовность - тогда и жить будет легче.

Какие-то настораживающие разговоры пошли и по поводу интеллигенции в армии. А что?! Чем ее там будет меньше, тем легче станет превращать эту силовую структуру в жандарма.

И это отражается на интеллигенции. Едут в другие страны лучшие интеллектуалы не только потому, что там жить будет сытнее. А еще и потому, что дома стало "как-то ...неуютно".

Но ведь потеря интеллектуального цвета нации грозит серьезными последствиями для России! Неужели этого не понимает или не видеть власть? И видит, и понимает. Но сиюминутные ситуации им, власть имущим, кажутся важнее, и потому извращаются в блоке сознания ценностные ориентации. Потребность выжить именно сегодня уподобляет их персонажу из трагедии Шекспира. "Коня! Полцарства за коня!" - восклицает король Ричард III, потерявший коня в решительном сражении. Но короля можно понять. Получив нового коня, он может спасти хотя бы полцарства! У наших современников все проще и приземленнее. Ведь царство не их. А "кони" будут свои - лично им принадлежащие.

Пути удовлетворения потребностей многих власть предержащих неисповедимы. Но в политической азбуке фигурирует не только шекспировский конь и нечто подобное. Есть и упреждающие правила-приметы, выношенные болью исторической памяти, опытом страданий "толпы" или "черни", которой приходилось терпеть и молчать, накапливая всю правду о власти скорее чувством, чем словами. А вот слова для этой правды часто находят, как ни странно, для политиков, именно поэты. Недаром, например, кавказские народы считают их пророками. Ведь на взлете эмоциональных порывов, в отчаянном всплеске горячей души, когда предельно мобилизуется мозг, ими рождаются пронзительные и простые откровения "от бога"!

Славят пророка Лермонтова или вещего Тютчева. Мне же важно напомнить слова А.Галича. Не верьте тому, кто скажет: "Я знаю, как надо!"

Всегда были сомнительны отчаянные заверения государственных мужей. Для многих из них политика была что любовь. Можно до брака обещать что угодно, но после... Подводит подчас и ограниченность мировоззрения: смехотворна была задумка идеологов эпохи застоя - без знаний природности людей создать нового человека - коммунистической, так сказать, формации.

Нынче не легче. Некомпетентность и самоуверенность власти оборачивается ее слабостью: ее реформаторские деяния, переломляясь через защитное поле гомеостазиса, вместо ожидаемого эффекта дают непредсказуемые последствия. Хорошо, если их легко исправить. А если - нет! Тут уместно вспомнить слова американского президента Ф.Рузвельта, внесшего большой вклад в демократию, в разгром гитлеровского фашизма: "сильное, деятельное правительство никогда не выродится в диктатуру. Диктатура всегда приходит на смену слабой и беспомощной власти".

Внесу одно только добавление. А государство, существующее для себя самого, несмотря ни на какие демократические посулы, тяготеет к тоталитаризму и стремится создать свой социум по принципу муравейника. В нем обязательно будут то и дело проступать еще и красно - коричневые пятна...