Глава 15. На весах духовности
(откуда "прет" полукриминальная мораль. Предприниматель: "не может существовать свободный рынок в неправовом государстве, при отсутствии духовности!" Что такое духовность. Кто имеет право на власть. Завещание великого Уитмена).
Ныне некоторые понятия стали приобретать иной смысл. Думал ли я совсем недавно, что, например, слово "спекулянт", которое мозоли натерло на скамье отрицательных понятий, вдруг постучится в нравственно - оценочный блок моей психики с новым социальным паспортом, в котором будет написано: "явление положительное!" Даже в газетах зачастили утверждения: спекулянт - это активный предприниматель, который приходит на помощь тем, кто испытывает тягости дефицита. Вот, мол, старорусские купцы, каким пользовались уважением - страну кормили и одевали и были за это в почете. Потому и получали всякие привилегии...
Впрочем, я и раньше относился к понятию "спекулянт" не столь категорически, как многие обличители криминальных структур. Ничего не имел против так называемых кавказцев, которые, рискуя в наше время, как когда-то Афанасий Никитин при хождении за три моря, своим или скупленным у соседа урожаем мандаринов - этим скоропортящимся товаром, - отправлялись бог знает куда, чтобы сбыть его под обстрелом рэкетиров и чертыханье покупателей по поводу высоких цен на южные прелести. Мне трудно назвать таких, рискующих деловых людей, спекулянтами, ибо расходы и всякие трудности вступаются за честь их имени...
Но вот мой сосед, тоже посредник между производителем и покупателем, предпочитает маршрут попроще: от ликероводочного завода до рыночных павильонов предстоит преодолеть три перекрестка и две улицы с образцовым асфальтовым покрытием. На заводе он оптом покупает водку и продает ее хозяевам ларьков за тройную цену. А те уже, вообще ничем не рискуя и не тратя сил даже не перевозку товара, выручают истомившихся потребителей за цену пятерную. За один день мой сосед без особых усилий имеет прибавку к скромным своим "сбережениям" на сумму, эквивалентную полугодовой зарплате учителя.
Честное слово, поверьте мне, такие операции с товаром очень трудно назвать честным предпринимательством, и соседа своего я называю спекулянтом в самом отвратительном смысле этого слова. Налицо сговор, спекуляция на человеческих слабостях и пристрастиях.
А сколько ныне наживаются, подобно моему соседу, "предприимчивых" лиц, имеющих немалые миллионы за счет банковских махинаций, подложных документов, вывоза за рубеж стратегического сырья и так далее. Такая деятельность, конечно, сопровождается огромными взятками и поборами со стороны опять-таки предприимчивых представителей силовых и других ведомственных структур государства.
Вся эта криминальная среда формирует свою "идеологию" из целого комплекса защитных мотивов, стремясь придать своей деятельности престижный характер. Открытый грабеж населения называется добродетелью, патриотизм - национализмом, возражение против беспредела - коммунистической позицией, честность и порядочность - инфантилизмом, хамство - силой характера, обогащение за счет ограбления других - мерой социальной ценности личности.
Казалось бы, приходит конец света. Но давайте внимательнее вникнем в мир нового предпринимательства, не имеющего отношения к названной выше криминальной деятельности.
Я приведу некоторые отрывки из моего давнего интервью с одним из ведущих предпринимателей России.
Корреспондент: нынешний свободный рынок - прямой грабеж населения. Человек прижат с двух сторон. Спереди монополист - спекулянт, а сзади - инфляция. Зачем же нам такой "свободный" рынок?
- А кто сказал, что свободный рынок существует! Свободный рынок предполагает конкуренцию производителей. Рынок задавлен монополией структур, которые никогда не работали на человека. Конкуренцию могут составить частные собственники, но им очень трудно развивать свое дело под бременем огромных налогов, беспредела, который царит в так называемом общем экономическом пространстве.
Корреспондент: но до сих пор сохраняется образ предпринимателя - частновладельца как хищника. Создается монополия, деловые ваши люди наживаются на ограблении населения.
- Прежде всего надо разобраться в терминологии. Деловых людей следует делить на две группы. Существует торговый люд, для которого прибыль и есть конечная цель. Она - то и провоцирует так называемое торгашество. Для настоящего предпринимателя прибыль - стартовая возможность, позволяющая и далее развивать дело. А само дело - это азарт, игра, творчество, поиск, испытание интеллекта, характера, организаторского умения. Проигрыш - прежде всего повод проанализировать свои ошибки, найти верное решение. Своими поступками предприниматель чем-то похож на революционера в политике. Но революционеры, придя к власти, превращаются в аппарат, управленческий персонал и потом изживают себя сами. Для нас же борьба означает вечное движение, саморазвитие на основе чувства объективной реальности. Такой образ жизни формирует особые ценности, интересы. Например, я хочу иметь средства, чтобы исполнить мечту - мои дети должны первыми запустить свой коммерческий спутник, принять участие в хозяйственном освоении космоса...
Но на пути развития предпринимательства много рогаток. Как воздух, необходим механизм на уровне высших органов власти при котором мнение предпринимателей являлось бы законодательной инициативой после положительной оценки компетентных экспертов. Был я и в калифорнии, Шотландии, Китае. Присутствовал на встречах президента Буша с предпринимателями и убедился, что отношения власти к предпринимателям вписано в некий треугольник: правительство - рабочая сила - предприниматели. Если между вторым и третьим возникает конфликт, приводящий к взрыву, правительство уходит в отставку. То есть не правительство вершит судьбы людей, а взаимоотношения между наемным трудом и капиталом. Именно они кормят и одевают страну, а правительство создает им условия для выполнения этой функции...
И еще. Несмотря ни на какой труд, удачливый и преуспевающий предприниматель не сможет существовать в неправовом и недемократическом государстве, при отсутствии нравственных идеалов, духовности, добра и справедливости. На мой взгляд, без духовности вообще невозможны рыночные отношения...
Не могу не напомнить откровение академика Легасова в канун добровольного его ухода из жизни. Говоря о причинах аварии в Чернобыле он подчеркивал: наипервейшая причина катастрофы в том, что нравственно - культурный уровень инженеров и техников не соответствовал сложности вверенной им станции. Они стояли не на плечах Толстого и Достоевского, а таких же технократов, как они сами. Разве это не еще один штрих по поводу роли духовности в нынешнем мире.
И еще одна ссылка. На строки великого американского поэта и гражданина Уолта Уитмена, написанные более 120 лет назад, но не утратившие и ныне свою актуальность:
“Политические мероприятия, видимость избирательского права и законодательство не могут они влить в демократию новую кровь и поддерживать в ее теле здоровую жизнь. Для меня нет сомнения, что пока демократия не займет в человеческих сердцах, в чувствах и в вере... Прочного надлежащего места..., Пока у нее не будет своих собственных вечных источников, бьющих всегда из глубин, - ее силы будут недостаточны..."
Так что же все-таки означает это слово "ДУХОВНОСТЬ"? Его понятие, к сожалению, растаскано по клановым сусекам. В словаре по этике его нет, в словаре по философии - тоже. Такая же судьба у этого понятия в кратком психологическом словаре. С.Ожегов в словаре русского языка - посмелее. У него есть слово "духовный". Ему дается два понятия. Первое - "относящийся к умственной деятельности". Второе - "церковный, относящийся к духовенству". Значит, духовности, вроде бы и нет?! Не случайно ли все это? А, может, поэтому, чтобы проявить перед всеми свою духовность, некоторые высшие лица, заглянув в "Ожегова", избрали второй вариант трактовки. Вон сколько политических лидеров выстраивается со свечками в руках, позируя перед телекамерой, в дни больших религиозных праздников. Скорее всего, именно для них я даю материалистическое нынешнее определение этого понятия.
Духовность же - это внутренний психологический потенциал, направляемый и ориентируемый силами подсознания и сознания, в основе которого заложено лидерство самых человеколюбивых, высокогражданственных потребностей, социально-ценных по своей направленности.
Духовность является характеристикой души и ее проявлений вообще - на уровне общего миропонимания и мироощущения, когда завязаны единым узлом собственное “Я” и окружающее человеческое сообщество. Это когда “Я” в ответе за других. Эмоции таких людей, пропитав идеи, установки, ценности превращают их в такие чувства, как патриотизм, альтруизм, национальная гордость. Порядочность и щепетильность, интроективность, доброта, умение пойти людям навстречу - составляют душевность, как часть духовности человека. Духовность политика должна быть пронизана заботой о народе, боли которого воспринимаются им как свои собственные. Для таких людей нет ничего выше, чем человек.
Как с духовностью у того или иного лидера от политики, можно определить через его высказывания и отдельные поступки. Следует зафиксировать эти высказывания и поступки и рассмотреть через призму только что определенного понятия духовности.
Вот один из лидеров от политики заявляет, что взятка для чиновника - всего лишь нормальная коммерческая сделка. А ему по радио "Свобода" из Мюнхена - хоть там нашлись принципиально-мыслящие люди - поясняют скоропалительность такого заявления. И приводят пример. Некий чиновник взял взятку, простите, вознаграждение за то, что скостят налог с некой коммерческой фирмы. Казна будет ограблена. За счет чего тогда платить пенсии инвалидам, зарплату и без того нищим учителям? Можно ли причислить к "лику духовных" человека с таким убеждением? А ведь умнейший человек! И приходится объяснять ему такую простую вещь из Мюнхена... А вот самый настоящий "вице" празднует с журналистами победу над "красно - коричневыми" "под икорочку, шампанское и анекдоты Никулина." И это сразу после того, как пролилась кровь сотен людей. В том числе совершенно непричастных к политическому конфликту. Хоронят и хоронят людей, у которых одна общая примета - стоптанная обувь. А тут анекдотики под шампанское. Пир на костях! Нужен ли вопрос насчет духовности?!
Помню, как в городе Шевченко хоронили сразу нескольких влиятельных лиц. На похоронах много было слов о большой духовности безвременно умерших. Но смерть-то их застала в заповеднике, во время браконьерства. А они отвечали по долгу службы за порядок, соблюдение законности в регионе. Вот вам и духовность!
Еще один лидер, изумительный знаток экономических законов, теоретик, фетишизирующий их, безоглядно верящий в их объективность. Его мышление подчинено формуле: государство - экономические законы - государство. Из формулы вычеркнуто одно слагаемое - народ, так как теоретик забыл, что те самые экономические законы - производное природных законов, относящихся к построению человеческого общества, его строению, выживанию и развитию. Он считает, что только шоковая терапия может спасти государство. Но ведь нищета миллионов - вырождение нации. Так для чего тогда нужно государство? Для кого? Ведь именно государство должно быть гарантом нормальной жизни народа... Патология потребностей, вызванная шоковой терапией, развивает патологию нравственности, морали, станет импульсом криминализации населения. А все это погибельно для государства. Вот такой парадокс говорит не в пользу духовности фаната от экономики.
Когда правят такие люди, то явление это по своей сути антиприродно. Если корысть есть, то бог, как говорится, неминуемо пошлет на землю какой-нибудь мор. Мафию, рэкет, проституцию, обычный бандитизм, воровство, ибо нарушается по невниманию к обществу обычный гомеостазис. И никакие силовые структуры с бедами этими справиться не смогут. На месте только что отрубленной головы какого-то криминального монстра или иной социальной беды тут - же вырастет новая. Все обретает мрачный оттенок. Даже демократия притерпевает изменения, превращаясь из-за патологии неудовлетворенных потребностей населения в самую настоящую вседозволенность.
Если у штурвала страны стоят по-настоящему высокодуховные личности, они даже по наитию будут беречь спираль развития. Они как бы всей душой сливаются с гомеостазисом общества, его потребностями.
Если лидер обладает духовностью, когда любовь к народу доходит до самоотвержения и самоотверженности, а благородство помыслов и щедрость сердца не оставляют в душе места шкурному, он не в состоянии пролить ни капли крови даже неугодных граждан, не сможет решать финансовые проблемы за счет карманов обнищавших россиян, пенсионеров. Такой лидер не позволяет себе нарушать свои же указы и предписания, если они станут для него не выгодны.
Но издавна утвердился иной отбор людей на высшую ступень политической лестницы. Выбирают лидеров той или иной партии на основе многообещающей программы.
И опять на помощь я призываю Уолта Уитмена, который сказал: "ни к старым, ни к новым партиям нет у меня доверия. Предположим, что создана какая-то новая партия под наивозвышенными лозунгами, и она стала у власти с самыми благими намерениями. Надолго ли хватит ее благородства? На сколько ли? На год или того меньше? Стоит только такой партии добиться победы на выборах и получить возможность раздавать государственные должности, как в нее устремятся политиканы из других, побежденных группировок, и вот она уже перезрела и гниет подстать своим предшественницам... Нельзя позволить ни одной партии... Монопольно поставлять нам президентов... Какая глупость! Требовать, чтобы одна группировка, одна религия подчинила себе все остальные и властвовала над огромной и многострадальной страной, над свободными и равноправными штатами! Ведь главное-то не платформа, а - человек!.."
Как бы следуя совету этого великого гражданина, в Конституции США - во многих штатах - была введена практика праймеризов - предварительных выборов накануне битвы за президентское место. Она обеспечивает выдвижение на руководящие посты наиболее способных кандидатов. Именно благодаря праймеризу, миновав избирательную машину партийных боссов, "вышел на орбиту" молодой политик Джон Кеннеди и... Победил.
Почему так осторожно надо относиться к лидерам партий или иных группировок? Каждая такая общность, конечно, с охотой принимает в свою среду способного, умного, делового, энергичного человека. Но чтобы прорваться в лидеры, личность "включает на полные обороты" потребность самосохранения. Происходит перестановка иерархии потребностей, начинаются уступки лидирующих ранее социально ценных сущностных сил. Незаметно, но постепенно личность начинает меняться. Ведь сама программа действий с ее отклонениями от нормальной нравственности становится потребностью.
Одно время мне приходилось по делам журналистским заходить к высшему партийному лицу, который был в обращении прост, умен и, по - моему, верил в идею служения народу. Однажды на его рабочем столе я увидел томик Плутарха с огромными синими закладками. Затрепанный томик Плутарха вместо декоративного Ленина! Хозяин кабинета понял мой вопросительный взгляд и протянул мне эту книжку.
- Просмотри, там где закладки. Очень полезные для нас строчки.
Я посмотрел. Сразу же бросился в глаза абзац, в котором речь шла о некоем Клеоне, который, став политиком, разогнал своих друзей, так как дружба может размягчить строгость, справедливость решений. "лучше бы он изгнал из души сребролюбие и любопрение, - пишет Плутарх, - да очистил себя от зависти и злонравия. Государственная жизнь требует от человека не одиночества и нелюдимости, но честности и благоразумия. Друзей он прогнал. Да что толку! Ведь вместо них, как в комедии:
Вокруг него сто голов, вокруг него сто льстецов
Подвывали, ревели, лизали..."
И тут же Плутарх вспоминает некоего Фемистокла, который в ответ на просьбу друга сделать нечто не совсем справедливое ответил: "Как дельный поэт не может нарушить меры стиха, так хороший правитель не должен из любезности отходить от Закона."
- Прочитал? - спросил хозяин кабинета., - как прекрасно написано. Прямо - таки партийный учебник!..
Через год этого секретаря сняли. За грубость и самоуправство. Он уехал в Москву. Но перед отъездом бывшие его сотрудники устроили такие издевательские проводы, что он сидя в автомашине, которая везла его к поезду в Невинномысск, то и дело повторял:
- Мне бы на часик вернуть власть! На часик!.. Чтобы разделаться с этими подхалимами.
Неужели не читал этот любитель столь умных книг, что по так называемому "закону маятника" психические состояния меняют свою амплитуду в обратную сторону с тем же размахом. То есть отвратительный подхалимаж перед сильным мира сего меняется на не менее отвратительное издевательство в самой полной мере над поверженным властелином...
Освобожден он был от работы потому, что подпал под действие закона природы, именуемого социальной амнезией. У человека постоянно нарушающего законы, мораль, нравственность, человеческие права, принципы порядочности ради своей карьеры или материального обогащения под прикрытием бесконечной череды защитных мотивов, постепенно деформируется сознание - он верит в свою благотворность. Чем дальше, тем больше идут нарушения, пока не становится всем ясно, что человек является для многих социально-опасным. Сам же "благотворитель" этого не замечает. Его ослепляет та яркая звезда, великая цель, которую он себе вообразил и под которой живет и действует. Он, например, нарушает законы во имя великой целесообразности. Так когда-то Гитлер разогнал парламент под восторженный вопль лавочников, мясников, своих дружков - завсегдатаев пивных Мюнхена, извращенных своей жесткой судьбой богемы. Девиз таких существует уже многие столетия: "цель оправдывает средства." Это уже приговор самому себе. Если он не успеет во время сойти с политической сцены или умереть собственной смертью, то закон социальной амнезии поразит его своим бумерангом, который, кстати, был выпущен самой жертвой.
Это хорошо изобразил, именно изобразил, писатель Р.Подольный в одной из своих миниатюр:
- Получение совершенно чистой воды обошлось мне в два миллиона, - сказал химик Лавуазье. - чтобы делать науку, нужны деньги. Кто мне даст их? Король, Академия? Вот я и стал откупщиком. Кто меня за это осудит? И пусть откупщиков ненавидят. Цель оправдывает средства.
- Он гений, - сказал великий Питт, английский министр, - именно поэтому он так опасен. Лучший порох в мире французская армия получила от Лавуазье. Его необходимо устранить лучше всего руками самих французов. В интересах спасения Англии и Европы. Цель оправдывает средства...
Великий Робеспьер отшвырнул донос в сторону:
- Я не думаю, чтобы Лавуазье был изменником. Но то, что он был откупщиком, я знаю точно. Пусть народ увидит казнь еще одного из этих кровопийц, пусть еще раз убедится, что мы защищаем его интересы. Цель оправдывает средства...