ТЗ составлено, сроки определены, реализация проекта целесообразна. За дело берется отдел общего проектирования или отдел общих видов. Тут инженеры решают, как будет выглядеть будущий самолёт. Начинается процесс эскизного проектирования.
Если вы здесь первый раз то рекомендую ознакомиться с 1 частью.
Примечание от автора.
Данная статья представляет собой общее описание этапов создания самолёта, изложенных, на сколько это возможно, доступным языком. В тексте могут иметься неточности в описании некоторых процессов. Буду рад критике и корректировкам от более опытных коллег в комментариях.
Аванпроект, этап макета и сертификация.
Окунемся в историю. Первый полёт на аппарате тяжелее воздуха произошел 17 декабря 1903 года. Братья Райт подняли в воздух первую этажерку из ткани и палок с ДВС на борту. Сейчас этим вряд ли кого удивишь, но в то время это был феерический успех. С тех пор в плане физики полёта принципиально ничего не изменилось. 100 лет развития авиации дали нам набор конструктивных решений, которые тасую между собой: что-то добавляя или убирая, мы создаём новое. Как говорил один из моих первых руководителей: «Новый самолёт - это 90% опыта прошлого и лишь 10% инновационного». В процессе создания самолёта известные нам системы перерабатываются, дополняются новыми функциями, улучшаются технологические и концептуальные конструкторские решения, меняются геометрические формы в угоду практичности. Так получается новый тип воздушного судна.
Параллельно с эскизным проектированием начинаются работы по одному из самых кропотливых направлений - сертификации. Так как этот процесс занимает очень много времени, для сокращения сроков проектирования его принято вести одновременно с остальными этапами разработки, параллельно дополняя и обновляя список требований к самолёту.
Все начинается с подачи заявки на сертификат типа в авиарегистр МАК. Он сертифицирует все что имеет отношение к авиации, начиная от самолетов и заканчивая оборудованием аэродромов. Именно тут нам надо получить сертификат типа - документ, подтверждающий соответствия типовой конструкции воздушного судна установленным требованиям.
При подаче заявки мы ориентируемся на Авиационные правила часть 21 и указываем краткое техническое описание, принципиальные схемы систем, основные характеристики в объёме достаточном для оценки применимости требований к лётной годности и охране окружающей среды, а также ожидаемые условия эксплуатации (эксплуатационные ограничения), в пределах которых будет сертифицирован самолёт.
Вместе с заявкой предоставляем:
1. общий вид самолёта в трёх проекциях (вид спереди, вид сбоку, вид сверху);
2. проект сертификационного базиса (Примечание. Сертификационный базис – документ, содержащий основные требования по безопасности, предъявляемые к нашему будущему самолёту);
3. специальные технические условия, при необходимости;
4. требования к охране окружающей среды.
Этап макета.
Чтобы продолжить разработку самолёта, необходимо пройти макетную комиссию авиарегистра. Мы делаем макет воздушного судна в натуральную величину. Макет должен показывать, какие особенности есть во внешнем виде самолёта, как он выглядит изнутри, как расположено оборудование и как жеж его покинуть, если случится фиаско.
По результатам работ оформляется протокол макетной комиссии, который фиксирует результаты работ, приведенные выше. По необходимости протокол дополняется требованиями и предложениями для последующей реализации.
Срок действия заявки 5 лет и примерно столько времени нужно для завершения необходимых работ. Выходит, что сейчас срок создания нашего самолёта составляет около 6-7 лет.
Далее нас ждёт постройка первого лётного образца, проведение испытаний и продолжение сертификации.
Увидимся в 3 части.