Правильное произношение шипящих («ш», «ч», «щ», «ж»), а также свистящих («с», «з», «ц») дети должны освоить к четырём годам. Но если ближе к пяти годам малыш всё ещё испытывает трудности с выговариванием этих фонем, необходима постановка звуков шипящих, свистящих у логопеда. Рассказываем, какие упражнения для постановки шипящих звуков обычно использует специалист.
Упражнения из артикуляционной гимнастики
Для развития пластичности языка в начале каждого занятия дети обычно выполняют следующие упражнения для постановки шипящих звуков:
- Приоткрыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
- Приподнять боковые края плоского языка и слегка вытянуть кончик, чтобы по центру образовался желоб.
- Высунуть плоский язык и прикрыть им верхнюю губу, подняв кончик в форме «чашечки».
Упражнения из дыхательной гимнастики
Постановка шипящих звуков у детей требует определённого типа дыхания –– навыка делать короткий вдох носом и сильный продолжительный выдох ртом.
Для тренировки логопед обычно использует следующие упражнения:
- Сдувание вырезанных из тонкой бумаги листьев, снежинок и так далее.
- Игра в «настольный футбол» ватными шариками, которые нужно струёй воздуха «забить в ворота».
- Сдувание пёрышка или ватного шарика с носа. При этом кончик распластанного языка должен огибать верхнюю губу.
Подобные упражнения напоминают игру, дети обычно выполняют их с удовольствием.
Постановка шипящих звуков по подражанию
Ещё один способ постановки звуков – по подражанию. Всё просто: логопед на собственном примере показывает малышу, как правильно выговаривать тот или иной звук, и просит малыша повторять за ним каждое действие.
Звук «ш» является базовым среди шипящих, поэтому постановка шипящих звуков обычно начинается с него.
Постановка шипящих от опорных звуков
Опорными называются звуки, которые малыш уже освоил. Ещё одно требование –– опорный звук должен по артикуляции быть похож на тот, который необходимо освоить.
Опорными для постановки шипящих являются звуки «с» и «т». Логопед просит малыша произнести протяжное «с-с» или «т-т-» с придыханием. При этом малышу необходимо округлить губы и поместить кончик языка вглубь рта, не задевая бугорки за верхними зубами. Со временем звук «с» или «т» превращается в уверенный «ш». Аналогично ставятся звуки «ч» и «щ».
Постановка звука –– это только начало. После неё следует автоматизация произношения, без которой малыш быстро теряет навык правильного произношения шипящих или других звуков.
Для этого используется частое повторение слогов с освоенным шипящим в начале – «ша», «щи», «ча», и в конце – «уж», «иш». Далее малыш учиться произносить слова, фразы и скороговорки с нужным звуком, пока правильное произношение не закрепится в повседневной речи.
Постановка шипящих и всех остальных звуков начинается с комплексной диагностики речи, на которой логопед определяет причину трудностей со звукопроизношением и составляет индивидуальный план коррекции. От результатов диагностики зависит, какие именно упражнения для постановки шипящих звуков будут более эффективны для вашего малыша. Кстати, вы можете записать малыша на бесплатную диагностику речи по этой ссылке в первую школу коррекции речи в России KidBrains.