Звук «д» обычно появляется у малышей к двум годам, к четырём –– должно исчезнуть смягчение «д» и других согласных. Если к четырём с половиной годам малыш всё ещё не выговаривает этот звук «д», ему необходимы упражнения для постановки звука д.
Постановка звука д поэтапно
Этап №1: Диагностика
Постановка любого звука начинается с комплексной диагностики речи, на которой логопед определяет причину трудностей со звукопроизношением и составляет индивидуальный план коррекции речи.
Дело в том, что причины трудностей со звукопроизношением условно делят на две группы: физиологические (когда малыш физически не может произнести какой-либо звук) и фонематические (когда малыш не слышит звук или путает его с другими).
Ошибочным считается произношение, если ребёнок:
- вообще не произносит «д» (пропускает его в словах),
- заменяет его зуком «т» или «в»,
- выговаривает звук сквозь зубы,
- заменяеет переднеязычный «д» заднеязычным «г»,
- путает звук «д» с другими на слух.
Вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке в первую школу коррекции речи в России KidBrains.
Этап №2: Постановка звука д
В зависимости от результатов диагностики, логопед выбирает специальные упражнения для постановки звука д для каждого малыша в отдельности.
Постановка начинается с обучения правильной артикуляции:
губы разомкнуты, расстояние между верхними и нижними резцами умеренное, язык в напряжении.
Во время произнесения изолированного твёрдого «д» выполняется два движения:
- язык касается передним краем верхних резцов, а боковыми –– верхних коренных,
- воздух выталкивается наружу, мягкое нёбо поднято, голосовые связки вибрируют.
Наблюдатель может видеть работу губ и языка.
Если у малыша физиологические трудности с произношением, логопед делает акцент на упражнения из артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Среди них следующие способы постановки звука д:
По подражанию: логопед показывает малышу, как выговаривать звук «д» и предлагает ребёнку повторять за ним все действия.
От опорного «т» и «б»: логопед предлагает малышу несколько раз повторить какой-либо из опорных звуков и объясняет, как перевести его в «д». При необходимости, в качестве опорных используются звуки «ж» и «з».
Если у малыша фонематические трудности с произношением, логопед делает акцент на развитие фонематического слуха.
Этап №3: Автоматизация
Опытный логопед может поставить звук за несколько занятий, но постановка звука –– только первый этап. Если не довести звук до автоматизма и не закрепить его в речи, результат исчезнет довольно быстро.
Для автоматизации логопед использует игровые упражнения, во время которых ребёнок многократно повторяет освоенный звук. Например, скороговорки: «Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине».
Для закрепления малыш должен регулярно выполнять домашние задания логопеда, а родители –– следить за тем, чтобы малыш правильно выговаривал освоенный звук в обычной речи.
Тем не менее, способы постановки звука д зависят от того, почему именно малыш не выговаривает этот звук. Например, родители часто предлагают малышу разучивать скороговорки, но этот метод не будет эффективным, если у малыша не развит фонематический слух. Решение –– начать постановку звука с диагностики. Тем более, что в первой школе коррекции речи KidBrains она бесплатна (запись –– по этой ссылке).