Найти тему
Прихожанин

«Державная»

Петр Селинов

Православные люди в России верят, что после крушения российской монархии Матерь Божия приняла на Себя защиту России и российского народа. Именно поэтому на одной из самых почитаемых в Ее честь икон Пресвятая Богородица изображена с символами царской власти: короной на голове, скипетром и державой в руках. 15 марта (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает дань памяти иконе Пресвятой Богородицы «Державная».

Сведениями об обретении иконы Божией Матери «Державная» мы обязаны донесению, которое представил Святейшему Синоду митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин).

А дело было так.

В феврале 1917 года, когда по всей России закружились революционные вихри, крестьянке Евдокии Адриановой, проживавшей в слободе Перерва, что в деревне Починок Бронницкого уезда, было видение. Да не одно, а целых два: одно – в чистый Понедельник 13 февраля, второе – через 2 недели, 26 февраля.

В первом видении крестьянка услышала голос, который явственно произнес: «Есть в Коломенском большая черная икона; ее нужно сделать красной – и пусть молятся». Во втором видении Евдокия увидела необыкновенно красивую «белую церковь, в которой происходит спор со старообрядцами, и среди храма она видит торжественно восседающую Женщину, хотя лик Ее был невидим; по сторонам присутствовали два иеромонаха, и когда один из них объявил, что сейчас начнется спор со старообрядцами, то на приглашение выйти, так как соберется толпа и будет душно, Женщина согласилась и величественно пошла» (цитата из донесения Св. Cиноду митрополита Московского и Коломенского Тихона  – Ред.). Причем, как увидела в своем видении Евдокия, выходила эта величественная Женщина не из парадного входа храма, а из какого-то подвала.

После второго видения Евдокия Адрианова собралась и отправилась в Коломенское. Прибыв туда вечером 2 марта, она увидела ту самую белую церковь, которая открылась ей в видении. Евдокия пришла в дом священника отца Николая Лихачева, рассказала ему о своих видениях и спросила, что делать. Тот как раз собирался служить вечернюю службу и пригласил крестьянку пойти вместе с ним в храм. После службы он показал Евдокии все иконы, находившиеся в храме, но крестьянка ни в одной не признала того святого образа, который видела во сне. И тогда священник попросил сторожа и еще одного прихожанина, который задержался после службы, принести и другие иконы, которые находились в подвале.

Одна из принесенных икон была настолько запыленной и закопченной, что невозможно было разглядеть на ней лик. Когда икону отчистили от пыли и грязи, Евдокия Адрианова сразу же признала в ней ту, что явилась ей в видении и привела ее в Коломенское.

Вот как в донесении, составленном митрополитом Тихоном, описывается этот образ: «Богоматерь, сидящая на Престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери Благословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф. Высота иконы 2 аршина (примерно, 1,5 метра – Ред.), ширина с полями 2 аршина; икона имеет отчасти сходство с изображением иконы Киево-Печерския Божия Матери».

В тот же самый день, 2 марта  1917 года, когда икона Божией Матери «Державная» была обнаружена в подвале церкви Вознесения Господня, Императора Николая II принудили подписать отречение от престола. Последнего российского царя предали министры, офицеры и народ. Именно поэтому, по мнению многих православных богословов и отцов Церкви, символическое значение обретения иконы Божией Матери «Державная» заключается в том, что падение монархии, как и все последующие страшные события – Гражданская война, трагическая гибель императора и царской семьи, тяжкое атеистическое семидесятилетнее большевистское правление, – стали наказанием русскому народу за грехи и, в частности, за нарушение соборной клятвы 1613 года, согласно которой на Руси было установлено правление династии Романовых.

В день обретения иконы Божией Матери «Державная» в Коломенском из земли забил источник. После своего обнаружения икона «Державная» стала почитаемой у православных. С нее делали многочисленные списки, которые отправляли в разные храмы России. Также был подготовлен специальный акафист Богородице «Державная», в составлении которого принимал участие Патриарх Тихон.

История иконы «Державная» до ее обнаружения в подвале церкви Вознесения Господня в Коломенском весьма туманна. Неизвестно, какой иконописец ее написал. Нет и точной даты ее создания – называют конец XVIII века. О том, как она попала в Коломенское, есть одно предположение. Считается, что до 1812 года икона Божией Матери «Державная» хранилась в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля (он находился слева от Спасской башни и был разрушен большевикам в 1929 году – Ред.). Когда войска Наполеона подходили к Москве, икону решили спрятать в церкви Вознесения Господня в Коломенском… И забыли о ней на 105 лет.

В годы атеистического правления икона хранилась в Историческом музее до того момента, когда в конце 1980-х годов благодаря усилиям митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима ее не передали в Издательский отдел Московского Патриархата, где она находилась в алтаре домового храма Преподобного Иосифа Волоцкого.

27 июля 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икону Божией Матери «Державная» торжественно перенесли в Коломенское, где поместили в действующую Казанскую церковь у правого клироса храма.

Считается, что перед иконой Божией Матери «Державная» верующие молятся о мире и спасении России, даровании исцеления телесных и душевных, покровительстве трона и государства.