К моменту начала Великой отечественной военно-морской флот СССР занимает 7-е место в мире по численности и общей огневой мощи. Однако уже после 22-го июня 1941 года наш флот резко стал получать серьезные повреждения и почти невосполнимые в военное время потери. В первую очередь это коснулось морских баз и судостроительных производств. Логично, учитывая, что уже к осени 1941 года балтийский флот заперли в Кронштадте, а черноморский в бухте Севастополе и Новороссийске. Однако первоначально потери были не столь значительно, но уже все к той же окаянной осени суда начали топить все активнее. Почему так произошло и кто в этом виноват?
В первую очередь поговорим о Балтийском флоте. Сейчас достоверно известно, что перед началом войны немцы провели минирование наших портов и при боевом выходе немало кораблей на них нарвалось. Мины вообще стали самой страшной проблемой Балтфлота, так как их постоянно сбрасывали с самолетов. Устанавливали с кораблей и подводных лодок. После войны еще немало лет Балтику тралили, но и сейчас периодически «всплывают» подарки того времени.
Очень быстро Литва и Латвия оказались под немцами, а после ожесточенных сражений из Талина эвакуировали все суда. Об этом можно почитать или посмотреть набрав запрос «Таллиннский прорыв». После него флот заперли в Кронштадте или вывели через Беломорканал. В общем активных морских сражений на Балтике не было. И дело не только в минах, но и немецкой авиации. И, пожалуй, общая беззащитность советского флота перед авиацией стала его главной слабостью и проблемой.
Проблема с зенитным вооружением на советском флоте стала особенно острой после начала ВОВ. Корабли были банально беззащитны против сил Люфтваффе. Особенно печально дела состояли на малых судах, которые зачастую имели на вооружение по два 7,62-мм пулемета и изредка 12,7-мм ДШК. Этого катастрофически не хватало. Для примера немецкие аналоги наших торпедных катеров и охотников, имели на своем борту одну 20-мм автоматическую пушку и несколько единых пулеметов. Это не только позволяло отбиваться от советской авиации, но и подавлять наши катера и лодки. Более того, каждый новый год войны насыщение 20-мм орудиями усиливалось.
Немецкие самолеты не сильно спасали не только наши торпедные катера и сторожевые лодки, но и больше корабли. Например, на «Красном Крыму» почти не было крупнокалиберных зенитных автоматов по типу «Бофорса» или «Эрликона». В какой-то момент там на полном серьезе размещали счетверенные пулеметы «Максим». Чтобы понимать насколько это убого, дальность полета 7,62-мм пули около километра, а немецкие бомбардировщики сбрасывали ФАБ с высоты 3 – 4 км.
Стоит понимать, что в СССР прекрасно понимали уязвимость флота к авиации. Уже в 1940-м году начали массовое производство 37-мм зенитных автоматов. Однако приоритет был не у флота, а сухопутных сил. Именно туда по большей части уходили зенитные орудия. Ситуация частично исправилась с увеличением производства и получение ленд-лиза. Причем зачастую зенитные автоматы попадали в Советский союз вместе с купленными разнообразными лодками.
Ближе к концу войны проблема с немецкой авиацией решилась не только за счет усиления зенитного вооружения на флоте, но и по более банальной причине – у немцев начало заканчиваться авиационное топливо. Да еще и самолетов оставалось не так много и их перебрасывали на более критичные направления. Например, в местах наступления РККА по балтийскому направлению.
Если понравилась статья палец вверх и подписка, лучшая благодарность за наш труд!
Пишите своё мнение в комментариях.
Дальше вас ждёт много интересных статей.
Читайте также Как пара советских зенитчиков от немецких танков отбивалась
#флот #сталин #советский союз #история