Найти тему
Супер Турагент

Чья жадность "угробила" самолеты ТУ за 1 рубль? История Red Wings

Оглавление

Сейчас уже мало кто помнит, но в начале 2000-х годов в России была авиакомпания, которая летала только на отечественных самолетах. Это были среднемагистральные ТУ-204, которые успешно перевозили пассажиров в Турцию, Египет и другие страны.

Я сам летал на ТУ-204 и ничего плохого сказать об этих бортах не могу. По потребительским качествам они были ничем не хуже стареньких боингов Nord Wind или Azur. Хотя некоторые туристы страшно пугались, если я говорил им, что перелет по их туру будет на русском самолете.

Все было хорошо, как вдруг...

До 2013 года авиакомпания Red Wings перевозила пассажиров по всей России и в зарубежные страны. Их главной фишкой было то, что они поддерживали отечественных авиастроителей и летали за самолетах Туполева.

К этому явлению обыватели относились по-разному. Кто-то говорил, что наследие "Совка" (хотя самолеты были 1996-1999 годов и моложе) давно пора списать на свалку истории. Ведь есть же крутецкие Боинги и Арбузы (Аэрбасы)!

Другие считали, что такое начинание надо всячески поддерживать. Лично я, если цены были схожи, всегда старался выбирать для себя Red Wings.

Но тут случается 29 декабря 2012 года, когда судьба компании круто меняется.

Трагедия во Внуково

29 декабря 2012 года возвращался пустым (без пассажиров) из Чехии. При посадке в московском аэропорту Внуково самолет не сумел затормозить на полосе, сбил бетонное ограждение и развалился на части.

Пятерых членов экипажа работники авиационной отрасли вспоминают теплыми словами по сей день.

В начале января, после праздников, в авиакомпанию нагрянула проверка, которая оперативно выявила многочисленные нарушения, в т.ч. в плане обслуживания самолетов и отозвала лицензию на полеты.

А в апреле авиакомпания была продана за символическую сумму в 1 рубль.

Причины и проблемы

По результатам расследования, экипаж при посадке во Внуково действовал не идеально, но причиной стало не это. Двигатели не переключились на реверс из-за проблем со смазкой. Затормозить шинами шасси не удалось из-за плохого сцепления с полосой из-за погодных условий.

Мнение же общественности разделилось. Некоторые считали, что ошибки и недочеты имели место быть. Но Red Wings могли бы их исправить и продолжать летать, оставшись у прежнего владельца, олигарха Александра Лебедева.

Другие считали, что жадный олигарх выжимал из компании все соки, экономил на всем чем только можно и случившееся - закономерный итог его действий.

Правда, лично меня во всем этом смутило одно обстоятельство: пока зимой-весной 2013 года решалась судьба компании, в интернете появилось множество сомнительного качества статеек демонизирующих Александра Лебедева. Ему в частности приписывалась:

  • Преступная халатность и экономия на всем (Росавиация, дескать, выявляла многочисленные проблемы еще весной 2012 года, но к январю 2013 ничего устранено не было).
  • Попытки обмануть государство (дескать, он пытался сам продать RedWings за 1 рубль нашему государству еще осенью 2012 года, но по какой-то хитрой схеме, при которой он бы заработал приличные барыши).
  • Попытки шантажировать государство (являясь акционером Аэрофлота, он специально ставил палки в колеса деятельности Афл, чтоб у него не отбирали Red Wings).

Внятного мнения Лебедева я не нашел. Но нашел его интервью от 2010 года,

где он указывал оказываемое давление со стороны Росавиации. Дескать человек из Росавиации "попросил Лебедева добровольно" проспонсировать команду Крылья Советов, а он отказался и после этого Росавиация не выдала Red Wings на разрешение на чартерные рейсы в Египет и Турцию.

Чья жадность?

Тут вопрос мне не понятный. Я там не был, свечку не держал. Но:

  1. После получения предписания Red Wings берется за устранение нарушений, но авиакомпанию все равно продают в начале апреля за 1 рубль.
  2. А к 25 апреля Red Wings рапортует об устранении всех нарушений.
  3. Новые владельцы обещают сохранить прежний парк отечественных самолетов, плюс планируют расширять парк за счет покупки новых ОТЕЧЕСТВЕННЫХ самолетов.
  4. А потом в 2018 году из парка Red Wings уходят последние самолеты ТУ-204
  5. И самое главное: в день устранения нарушений, 25 апреля, Red Wings начинает возглавлять бывший генеральный директор АК "Россиия" (дочка Аэрофлота) Сергей Белов. Какое чудесное совпадение, вы не находите?

Пятый пункт напоминает мне сценарий с банкротством Трансаэро, когда в последние дни жизни компании, когда решалась будет ли она жить или нет, Трансаэро возглавил ставленник из Аэрофлота (а Аэрофлот потом подмял под себя значительную часть наследия Трансаэро).

Последствия

Как я уже писал выше, после смены владельцев и руководства Red Wings еще какое-то время летал на отечественных ТУ-204, но новых самолетов они не закупали. Зато брали себе в парк самолеты Boeing и Airbas.

В 2018 году, по сообщению Red Wings, последние самолеты ТУ-204 покинули парк авиакомпании в силу их экономической неэффективности.

И сейчас, когда нам не на чем летать за границу, потому что из наших самолетов у нас только Сухой Суперджет остался, мы сталкиваемся с последствиями тех решений и тех событий, которые разворачивались в 2013 году.