Найти тему
George Rooke

Кольбертизм

Почему-то кольбертизм у нас понимают только в разрезе производства гобеленов и кружев, меж тем - это понятие гораздо шире. В момент экономического кризиса, в момент, когда страна попросту разворована, Кольбер не стал дожидаться, когда поднимется цена на нефть все само рассосется, а тупо начал развивать прежде всего свой внутренний рынок. Нет, он не устраивал дискуссии в "Воскресном Вечере с Вольдемаром Россиньолем", он просто начал работать. И опять-таки, Кольбер прекрасно понимал, что экономика зависит от реального производства, а для этого надо обеспечить всего-то три вещи:
а) ГОСТы
б) Логистику
в) Сбыт.
Первый акт Кольбера - это радикальное снижение внутренних транспортных пошлин и сборов.
Второй - введение ГОСТов. То есть государство было готово давать субсидии производителям, но только в том случае, если они будут выпускать конкурентный товар. Поверка качества возлагалась на интендантства и инспекции, однако зная продажность чиновников, Кольбер во всех созданных структурах ввел институт доносчиков и осведомителей. Теперь интенданты и инспектора ВЫНУЖДЕНЫ были выполнять свои обязанности КАЧЕСТВЕННО, ибо любой прокол грозил разорением, а далее - в зависимости от тяжести - тюрьмой или смертью.
Были введены сертификаты качества продукции, при этом Кольбер решил устроить внутреннюю конкуренцию товаров - гильдиям, свободным работникам (ИП по сути, те, которые на дому) и привилегированным производствам был дан зеленый свет и отрезок времени - вот кто выживет, кто сможет при гостовском качестве дать меньшую цену - того и будем поддерживать.
Части предприятий были выделены эксклюзивные рыночные права и введен госзаказ, дабы поднять их до уровня зарубежных конкурентов. Кольбер планировал не на всегда дать такие преференции, только на 10 лет. По мысли Кольбера - если за 10 лет предприятие не развилось - то на фиг его вообще поддерживать деньгами или льготами.
"Вы должны знать, что всякий раз, как только я нахожу иностранный товар такого же или высшего качества при меньшей цене - я разом снимаю с вашего производства все субсидии и привилегии".
В Версале, например, было прямо запрещено появляться в костюмах иностранного производства. Даже послам других государств. Не нравится - ну значит не фиг при дворе делать.
Кольбер не был высоколобым теоретиком (которые нам часто рассказывают, что
"свободный рынок все решит сам", забывая, что в идеальном свободном рынке вход на рынок свободен, товары примерно все одинакового качества, и сам рынок прозрачен. Такого ни разу в истории не было никогда), он был чистым практиком, который понимал, что государство, которое не кормит свою промышленность, будет кормить чужую. Отсюда и заградительные тарифы на иностранные товары, конкурирующие с французскими.
Что представляло из себя тогдашнее производство во Франции? Это не заводы в нашем понимании - это чаще всего сеть кустарных мастерских, разбросанных в сельской местности, работающих либо на заказ, либо в свободное время. Здесь только введение ГОСТов могло спасти качество продукции. Те, кто дают приемлемое качество и цену - достойны поддержки. Те кто не дают - извините, переквалифицируйтесь в управдомы.
Далее из этих кустарных мастерских все свозится на пункт распределения, там интенданты и инспектора проверяют соответствие товаров прописанным ГОСТам. На устраивающие товары ставят печать. На не устраивающие - нет, и далее вариантов два - продавать некачественные товары по бросовой цене, либо их выкинуть. При этом интенданту приходится работать на совесть - ибо за ним проверит инспектор, а рядом наверняка бдит шпион товарища Кольбера, который подмечает все особенности работы интенданта, и наверняка отпишет своему боссу, что и как.
Ну хорошо ткани, черт с ними - да, порвалась рубашка, неприятно, но пережить можно. А пушки? А корабли? Тут ведь уже жизни людей на кону!
По сути система торговых марок и инспекций заменила саморегулирование "дикого рынка", и однозначно пошла на пользу государству. Появился общественный договор между производителем и покупателем по поводу соотношения "цена-качество" на товар, в котором государство выступало как арбитр. Французский экономист Дюсьен Карпик назвал это "экономикой качества".
На 1661 год долг Франции составлял 46 миллионов ливров. На момент смерти Кольбера (1683 год) - 10 миллионов ливров.
На 1661 год Франция собирала в казну 23 миллиона ливров, на 1683 год - 121,4 миллионов ливров (62,8 миллиона - непрямые налоги, 47,7 млн. - талья, остальное - иные выплаты)/
Французский экспорт за период с 1661 по 1690 годы возрос с 40 до 100 миллионов ливров, то есть внутренний рынок потянул за собой развитие внешнего.
То есть всего-то оказалось - надо не на шоу выступать, и не в твиттерах записки писать, а банально - работать. И все наладится.
Ну и надо добавить, что результаты работы Кольбера во многом были просраны после его смерти, а правила, которые он вводил, как адекватные ответы на нынешнюю ситуацию, во многом оказались зацементированными последующими министрами финансов без учета изменившихся реалий. И естественно, потом, свалив из Франции, они писали, что это гадкий Кольбер создал систему, которая привела к Революции. Оправдывая свое собственное ничегониделание.

Ну и что касается флота.

Что было на флоте до Кольбера?
Назвать это можно только одним словом – анархия.
Капитан корабля получал некие суммы, которые он по идее должен был тратить на питание экипажа, его оснащение, жалование и т.д. Ха! Нашли дураков! Естественно, большинство капитанов просто эти суммы присваивало втихую. В результате флот очень часто был небоеспособен.
Кольбер решил создать государственное снабжение. Теперь зарплаты платились членам экипажа напрямую, обеспечение провиантом шло через государственные склады и государственных чиновников, которые были подотчетны соответствующим интендантствам.
Заодно Кольбер навел порядок и в призовых судах, ибо они к 1670-му году погрязли в коррупции, фаворитизме, откатной системе, и чаще всего корсары, рисковавшие жизнью, либо продавали призы по очень малой цене, либо вообще не получали никаких денег. Теперь за деятельностью призовых судов следил conseil des prises, или «Совет по призам», был прописан четкий порядок призовых, отчислений флоту, отчислений королю. Это фактически убило коррупцию на корню, ибо с самим Людовиком связываться никому не хотелось.
Но все же основная проблема растущего французского флота в 1660-1680 годы – это экипажи. Скачкообразный рост кораблей потребовал большого количества моряков. При этом Кольбер был категорически против политики прессинга, которая так пришлась ко двору в Англии. Он решил заменить ее «Морским реестром» (inscription maritime), то есть переписью всего прибрежного населения, рыбаков, лодочников, и т.д.
По мысли Кольбера «Морской реестр» должен был быть обязательным, переписывались в прибрежных районах все мужчина от 18 до 50 лет. В реестре устанавливались стандарты вербовки, оплаты, сроков, и т.п.
На 1671 год было зарегистрировано 36000 человек, но это было безумно мало, поэтому Кольбер пошел дальше. Он гарантировал: все записавшиеся в «Морской реестр» освобождались на время службы от всех налогов, если у них были долги к моменту вербовки – их закрывало государство, гарантировались социальные льготы, страхование на случай увечья или гибели, и медобслуживание. В зависимости от размера города завербованный проходил службу на флоте от 3 до 5 лет. То есть это был аналог службы по призыву. Уже на 1672 год, соблазненные такими условиями, люди толпами повалили на запись, и было зарегистрировано уже 151 830 человек, что с лихвой хватило на комплектование военных кораблей. Более того, у флота при таком раскладе появилась возможность выбирать человеческий материал, что очень важно.
К сожалению, уже в 1689-м от этой системы отказались из-за длинной череды войн, в которые вступила Франция, перейдя к привычной и стандартной процедуре прессинга.