Статья переведена, вот оригинал
На первый взгляд Япония может показаться удивительно увлекательным местом. Тем не менее, есть определенные аспекты культуры, которые заметны только тогда, когда вы живёте в самой Японии, и другие вещи, которые вы обнаружите, когда уезжаете.
Почему я люблю древнюю японскую философию
Я начал ценить японскую культуру, когда еще подростком переехал в Шотландию. До этого момента я говорил только по-японски, и пребывание в совершенно новой культуре было шоком для меня. То, что я считал «нормальным», больше не было нормальным.
«Отличный способ узнать о своей стране — уехать из нее».
— Генри Роллин
Жизнь на другом конце света заставила меня увидеть Японию в новом свете. Вещи, которые я пропускал мимо глаз и ушей, были удивительны. Это была не поп-культура, аниме или технологии, а тонкие ритуалы и философия, встроенные в повседневную культуру.
В течение многих лет, путешествуя туда и обратно, работая как в Японии, так и за ее пределами, я хранил записи философий, которые я находил красивыми, вечными и актуальными по сей день.
Мне нравится размышлять об этом, когда мне нужно творческое вдохновение. Вот некоторые из моих любимых.
. . .
1. Харе и Ке 「ハレとケ」
Японцы особенно ценят весенний сезон, когда впервые распускаются цветы. Семьи, друзья и коллеги воссоединяются каждый апрель для традиции Ханами (любование цветущей сакурой), чтобы оценить захватывающую красоту падающих розовых лепестков.
Не случайно в Японии финансовый год и учебный год начинаются в апреле, поскольку цветение сакуры также является символом обновления и возрождения.
Если весна важна, то и предшествующая ей зима считается столь же важной. Это побудило меня представить философию Харе и Ке.
Японское слово Харе напрямую переводится как солнечная или хорошая погода. Он также представляет собой особые дни, такие как свадьбы, выпускные и фестивали, т.е. экстраординарные дни. Слово Ке означает скромную повседневную жизнь, то есть обычные дни.
Эта философия контраста отражена в дресс-коде. Например, харэ-ги — это кимоно, которое носят в особых случаях, обычно яркое с яркими узорами.
Вы также можете увидеть примеры этого применительно к традиционной посуде. Люди выносят свои причудливые миски, тарелки и лакированную посуду на праздники, чтобы насладиться особыми блюдами и саке. Речь идет не только об эстетической красоте, но и о ритуале и ощущении, которые он создает, чтобы сделать день особенным.
«Жизнь этого мира есть не что иное, как гармония противоположностей».
—Руми
Харе и Ке создают чудесный энергетический сдвиг. Контрасты делают жизнь интереснее и помогают нам сосредоточиться. Четко различая две противоположности, мы можем по-настоящему оценить ритм жизни.
Противоположное мышление может быть полезным упражнением при выдвижении идей. Оспаривание наших предположений о проблемах, которые мы пытаемся решить, и размышления с разных точек зрения часто могут привести к свежим, неочевидным идеям.
. . .
2. Урамасари 「裏勝り」
В период Эдо (1628 г.) простым японцам запрещалось носить красивую одежду. Это было связано с запретом страны на роскошь. Людям разрешалось носить только простую одежду — никаких ярких цветов или рисунков.
Следовательно, этот запрет вызвал оппозиционное движение среди любителей моды под названием Урамасари.
Слово Ура означает внутри/наоборот.
Пока кимоно снаружи выглядело просто, закон не нарушался, поэтому люди придумывали хитрые способы наслаждаться модой. Для этого производители кимоно использовали великолепные цвета и узоры на внутренней подкладке, которая была скрыта снаружи. Люди начали уделять большое внимание Уре (или внутренней части).
В то время как статусные символы — это способ элиты внешне хвастаться богатством, Урамасари — это невидимая мода и игривый показатель достижений только для вас и ни для кого другого.
Представьте, что было бы, если бы логотип известного дизайнерского лейбла был только на внутренней подкладке? Становится труднее судить или идентифицировать ценность. Качество и мастерство становятся очень важными. Мне нравится идея обращать внимание на невидимое и заботиться о скрытых деталях.
Я вижу, что эта философия успешно применяется во всем мире. Хорошими примерами этого являются: очень простой дизайн костюма Пола Смита (внутри вы обнаружите яркую подкладку); оригинальные Apple iMac славятся красивой внутренней конструкцией; и Sky Umbrella от легендарных графических дизайнеров Тибора Калмана и Эмануэлы Фраттини Магнуссон.
Мир дизайна иногда может показаться слишком серьезным, поэтому Урамасари приглашает вас немного повеселиться.
. . .
3. Ма「間」
Концепция Ма появляется повсюду и существует в японской культуре уже сотни лет.
Это вольно переводится как промежуток, пространство или промежуточный. Но Ма не просто означает, что что-то пусто или чего-то не хватает. Ма наполнен глубоким смыслом и играет важную роль в различных типах японской культуры.
Вот несколько примеров:
- В боевых искусствах нужно сохранять умеренное расстояние между собой и противником, чтобы найти возможности для атаки. Пространство между двумя противниками не пусто. Он наполнен энергией.
- В музыке композитор намеренно добавляет паузу или тишину, чтобы добиться предвкушения или возбуждения. Ма жизненно важен для всей композиции.
- В искусстве негативное пространство считается таким же важным, как и мазки, потому что оно добавляет размерности всей работе.
В современном мире дизайна, будь то графический дизайн, дизайн продуктов или даже дизайн услуг, упрощение и создание пространства часто является самой сложной частью. Пространство ассоциируется с роскошью, в то время как беспорядок и загруженный дизайн, как правило, кажутся более дешевыми. Пространство обычно достигается после вычитания ненужного шума.
Я не эксперт по отношениям, но я считаю, что Ма тоже важна в отношениях. Независимо от того, насколько вы близки с кем-то, время, проведенное врозь, может быть полезным. Это может создать ментальное пространство для сохранения собственной индивидуальности, а также для того, чтобы больше ценить другого человека.
Однако самая главная Ма, на мой взгляд, — это Ма в уме.
Я начал практиковать медитацию, когда был студентом университета, пытаясь справиться со своей тревогой и приступами паники. Медленно, но верно мое психическое здоровье улучшалось. Я начал больше верить в себя, создав немного пространства в своем уме.
Это постоянная практика, и у меня все еще бывают хорошие и плохие дни, но я могу искренне сказать, что становлюсь лучше, когда чаще медитирую.
Это как весенняя уборка в захламленной голове. Намеренное создание пространства в уме открывает пространство для творчества и часто приводит к прорывным идеям. Когда мне трудно медитировать дома, медитация при ходьбе или беге тоже работает.
Точно так же, как растениям нужно пространство (сорняки могут препятствовать росту), нам тоже нужно пространство. Наличие Ма во всех аспектах жизни имеет решающее значение для роста. Создание пространства в жизни может открыть новые возможности.
. . .
4. Моттайнай「勿体無い」
Моттайнай примерно переводится как « Какая растрата! ”, но философия выходит далеко за рамки идеи быть менее расточительным.
Происхождение глубоко укоренено в буддийской культуре признания того, насколько драгоценен наш мир, и того, как мы должны выражать благодарность и уважение ко всем природным ресурсам, которые он нам предоставляет.
Современным эквивалентом будет 3R: сокращение, повторное использование, переработка, но с добавлением уважения к Моттайнай.
В некотором смысле наши предки разбирались в этом лучше.
Дух Моттайная зародился примерно в период Эдо (1603–1868). В то время общество было полностью экологически сознательным, и сокращение, повторное использование и переработка осуществлялись во всех аспектах повседневной жизни.
Люди никогда не тратили пищу зря. Все части рыбы или овощей использовались, чтобы показать уважение к жизни. Кимоно чинили, переделывали и носили годами, часто передавали из поколения в поколение. Вместо сумок для покупок или подарочных пакетов использовалась умная многоразовая ткань под названием Фуросики.
К сожалению, потребление пластика в Японии в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Если вы путешествуете по Японии, вы заметите, что все упаковано в двойные или тройные слои пластиковой упаковки. В июле 2020 года правительство окончательно запретило раздачу пластиковых пакетов в продуктовых магазинах.
Если оставить в стороне пластиковую проблему, дух Моттайная сохранился во многих частях японской культуры. Одним из хороших примеров этого является искусство кинцуги , японское ремесло ремонта сломанной керамики. Используя золото для ремонта осколков, заветная керамика становится еще красивее. Жизнь объекта празднуется.
Мы можем учиться у наших предков (не только у Японии), чтобы решать экологические проблемы. Философия Моттайнай побуждает нас находить творческие идеи по уменьшению, повторному использованию и переработке объектов и жизни в гармонии с окружающей средой. И что еще более важно, это побуждает нас делать акцент на уважение к природе и миру.
. . .
5. Ваби-саби 「侘び 寂び」
Если бы мне пришлось выбирать одну философию для представления тонкого японского чувства красоты, это была бы ваби-саби. Значение ваби-саби может быть сложно понять, но вот мой взгляд на это.
Эти перекрывающиеся слова изначально были отдельными понятиями.
Ваби напрямую переводится как извинение или чувство неполноценности. Вы увидите, что многие японцы вежливо извиняются. Например, «Извините, что вам пришлось проделать весь этот путь» или «Извините, у нас нет особой еды, чтобы угостить вас» нежданным гостям. Это может показаться самоуничижительным, но ваби не об извинениях. Речь идет о смиренном духе по отношению к жизни в целом. Ваби видит красоту в недостатке. В конечном счете, я считаю, что это выражает богатство сердца. Есть чувство безмятежности, которое приходит от мысли, что меньшего достаточно.
Саби , с другой стороны, более нагляден. Это буквально означает ржавчину или износ с течением времени. Более глубокое значение саби заключается в том, чтобы найти ценность в том, что стареет. Для объектов естественно стареть с течением времени, и этот износ представляет собой ценный опыт. Несовершенство считается красивым и изящным.
Мои дедушка и бабушка были окинавцами. Раньше мне говорили, что на Окинаве старение является признаком уважения, и люди с нетерпением ждут старости, потому что это отмечают с размахом — возможно, это одна из причин, почему у жителей Окинавы высокая продолжительность жизни.
Вместе ваби-саби представляет собой осознание — непредвзятое состояние наблюдения за миром. Речь идет о «получении удовольствия от несовершенного» и восхвалении вещей такими, какие они есть.
Сегодня нас наводняет информация, которая негативно напоминает нам о том, насколько несовершенна наша жизнь. Даже наша реклама в социальных сетях настроена таким образом, чтобы мы знали, что нам следует улучшить — похудеть, найти лучшую работу, купить эту футболку, вам нужен этот антивозрастной крем и т. д.
Почему мы всегда спешим улучшить себя, постоянно стремясь к совершенству?
Мы все можем извлечь выгоду из мышления ваби-саби, особенно в наш цифровой век. Это, безусловно, спасло меня как молодого дизайнера. Не случайно все больше исследований показывают связь между перфекционизмом и депрессией.
Быть перфекционистом бесполезно в мире, где вы не контролируете все. Хотел бы я знать это в свои двадцать с небольшим лет. Я бы избавил себя от такого стресса. Мой девиз сейчас: стремитесь к прогрессу, а не к совершенству.
Ваби-саби напоминает нам о том, что нужно ценить наше подлинное «я» и признавать скрытые благословения в жизни. Это также об освобождении от эго (осуждение) и непредвзятости. Допуская взлеты и падения в жизни, давая себе время осознать настоящий момент, мы можем начать видеть красоту в естественном процессе.
Как создатели и дизайнеры, мы гонимся за проектами и постоянно пытаемся решить проблемы. Я верю в то, что у меня должны быть цели и намерения в жизни, но бесконечные списки дел часто могут быть ошеломляющими.
Это не означает, что ваби-саби — это небрежность или лень по отношению к жизни, а скорее тонкий толчок к расслаблению в ней. Нам нужен хороший баланс в нашей повседневной жизни, чтобы мы знали, когда сделать шаг назад, сделать паузу и понаблюдать за тем, что мы чувствуем.
Довольно часто следующие шаги и идеи приходят, когда мы останавливаемся на секунду.
В конце концов, мы люди-живущие, а не люди - твлрящие.