Петр Иванов, социолог, урбанист
Тодморден — небольшой живописный городок в Великобритании, расположенный под Манчестером. В прошлом знаменит своими промышленными производствами. Но во второй половине XX — начале XXI века промышленность стала не нужна. Заводы закрылись, горожане стали ездить работать в Манчестер. Городок впал в экономическую и социальную депрессию. История во многом типичная не только для Великобритании, но и для Америки, России и множества других стран.
Но дальше события развивались не самым типичным образом. В Тодмордене регулярно собиралось сообщество садоводов. Участники этого сообщества, в основном женщины, на своих собраниях обсуждали не только сорта цветов и кустарников. Их дискуссии затрагивали и судьбу самого городка. Садоводов не устраивало то, что Тодморден приходит в упадок, что горожане все меньше его любят. Хотелось что-то с этим сделать.
Что можно сделать, чтобы вернуть на улицы города оптимизм? Как вернуть любовь к Тодмордену? Как преодолеть упадок и депрессию? Ответ нашелся парадоксальный. Чтобы город снова стали любить, нужно чтобы город сделал первый шаг — показал свою любовь к горожанам. А для этого надо… полностью поменять концепцию городского озеленения. Начать менять декоративные виды растений на улицах на съедобные. Ведь именно через такое «угощение» проще всего продемонстрировать свою любовь.
Идея получила название Невероятный Съедобный Тодморден (Incredible Eadible Todmorden). Первой победой садоводов стала договоренность с местным домом престарелых. Удалось выкорчевать декоративный тисовый сад перед ним и засадить его вишнями и яблонями. Теперь каждый горожанин, идущий от станции электрички домой, мог сорвать себе яблоко и порадоваться тому, как вкусно город его приветствует.
Идею стали подхватывать другие — концепция съедобного города пришлась по душе местному отделению полиции, школам и даже кладбищу, На улицах стали появляться овощные клумбы и фруктовые сады. Небольшая прогулка по Тодмордену уже с легкостью могла обернуться разнообразным витаминным салатом. Жители города стали больше внимания уделять происхождению продуктов у себя на столе и в кафе и ресторанах, что вселило оптимизм в местных фермеров. Фермерские ярмарки и культура потребления локальных продуктов стали важной частью жизни городка.
Успехи Тодмордена не остались незамеченными в глобальном мире. IT и фудтех компании стали присматриваться к городку как к точке инвестирования и приложения своих практик. Многие города с похожими проблемами начали формировать целое международное движение — ассоциацию «съедобных городов», которых уже насчитывается десятки, а инициативных групп, продвигающих идею, уже сотни по всему миру.
Движение сформулировало три своих основных постулата (или «блюда», community plates). Первое — это создание общедоступных огородов и фруктовых садов в городе. Второе — это работа с локальным бизнесом и повышение ценности локального потребления. Третье — образование, в широком смысле этого слова. Просвещение в области ценностей сообщества и коллективного действия.
Важный урок Тодмордена в том, что любая хорошая идея городских перемен должна иметь простое воплощение. Да, мы говорим о таких сложных вещах, как устойчивое развитие и локальная экономика, однако для того, чтобы включиться в этот разговор, не обязательно заканчивать профильную магистратуру в университете, можно просто посадить на клумбу огурцы вместо анютиных глазок.
Пример Тодмордена показывает, что в масштабе малого города даже небольшое городское сообщество способно достичь заметных изменений, если действует через партнерство с местным бизнесом и публичными учреждениями. И эти изменения могут затронуть далеко не только сам малый город, но и десятки, сотни территориальных сообществ по всему миру.