Найти в Дзене

Почему антироссийские санкции ударят в том числе по США и Европе

Оглавление

За прошедшие с 24 февраля 2 недели нам каждый день приходят сообщения об очередных санкциях и «фи» со стороны западного мира. Да, это фактически разрушает экономику России (многие справедливо боятся возвращения к «святым 90-м»), но давайте будем откровенны — эти беспощадные санкции, аналогов которым еще не было в современной, новейшей истории, больно ударят не только по нам.

Россия — игрок на мировом экономическом рынке очень крупный. В 2021 году (во многом из-за пандемии коронавируса) наш внешнеторговый оборот добрался до отметки в 789 млрд долларов (это максимум с 2013 года). Если убрать поставки в ТАКОМ количестве (чего и добиваются западные страны), вся экономика, которая только начала вставать на ноги после коронавирусного нокдауна, может снова свалиться в рецессию.

Итак, какие негативные последствия могут ждать Европу и США, если в ближайшее время обстановка не успокоится?

Газовый голод

По данным 2021 года, почти 40% от общего потребления природного газа Европа импортировала из России (если хотите цифр — 155 млрд кубометров). Да, с недавнего времени закупки стали сокращаться — развитые страны хотят переходить на «зеленые» восстанавливаемые источники энергии. Пионеры здесь — Германия и Франция, которые уже осенью-зимой 2021-го не делали новых заявок на поставку. Но надо понимать, что это процесс не сиюминутный, к нему нужна длительная подготовка.

Плюс остановка сертификации «Северного потока-2», который, к слову, достроен еще в прошлом году… В общем, была-таки принята резолюция: ограничить ввоз в ЕС нефти и газа из России.

Между тем подземные газовые хранилища (ПХГ) старушки-Европы стремительно пустеют. К 28 февраля они были заполнены лишь на треть (29,5%), в Германии опустели на 70%, во Франции — на 77%. Это рекордно низкий уровень для окончания зимнего сезона.

Ввиду этого цены на газ начали пробивать максимумы. В апреле фьючерсы на газ превысили 2400$/1000 кубометров. Ладно сейчас, близится лето, но что будет в ЕС с началом нового отопительного сезона, сколько свитеров придется носить немцам и нидерландцам — вопрос открытый.

Пшеница как деликатес

Зерновые (пшеница и кукуруза в первую очередь), как и масличные культуры, будут дорожать: в России и Украине сорвана посевная, а экспорт из России ограничен.

Майские фьючерсы уже поднялись на максимум с 2008-2012 годов. Это неизбежно повлияет на производство хлеба, макаронных и кондитерских изделий, крахмала, пива и прочих продуктов, где подобные культуры необходимы.

Перебои будут и в животноводстве: говядину мы, может, и экспортируем, а вот комбикорма для скота в основном Европа закупает у нас.

Международный совет по зерну (IGC) считает, что к июлю запасы пшеницы упадут до минимума за последние 9 лет (57 000 000 тонн). Это касается 8 основных экспортеров: Россия, Украина, Казахстан, Австралия, ЕС, США, Аргентина и Канада.

Авиаперелеты — дольше и дороже

Воздушное пространство для российских самолетов закрыли почти все страны ЕС (кроме Сербии), в свою очередь РФ закрыла небо для авиакомпаний 36 стран. Для России заблокировано практически все западное направление, но и Европе теперь надо придумать, как летать в Азию — самый короткий маршрут в тот же Китай пролегал над бескрайними российскими землями.

Время международных полетов значительно увеличивается — а значит, пассажирские и грузовые рейсы из Европы в Азию становятся неконкурентоспособными, нецелесообразными, невыгодными. Значительно увеличивается время полета (от 90 минут до 5 часов), потребуются дозаправки (которые увеличивают и время полета, и стоимость всего маршрута).

Авиаотрасль пострадает в принципе

В Россию теперь запрещена поставка самолетов, запчастей, сопутствующих технологий и профессионалов. Значительная часть российского авиапарка — самолеты именно западных компаний (Boeing, Airbus), большая часть из которых не в собственности, а в лизинге.

Казалось бы, страдает здесь только Россия — но не все так просто. Лизингодатели (те же указанные компании) не могут принимать плату из России (ввиду введенных финансовых ограничений на переводы и отключение от SWIFT), и вернуть борты они тоже не могут — подниматься в «российское» небо им запрещено. Сейчас в таком подвешенном состоянии оказалась 51 машина. Даже если бы им можно было бы добраться до «родного» аэродрома, убытки лизингодатели все равно бы понесли — если им единоразово вернуть такое количество самолетов, они просто не смогут их быстро реализовать, продать куда-то дальше. А простой тоже требует денег, и немало.

Шанс есть, если договориться о выкупе этих самолетов в собственность РФ (о чем сейчас, собственно, и ведутся переговоры).

Любой металл теперь на вес золота

Россия чуть ли не самый крупный поставщик металлов в мире: без них невозможно развитие и производство в автомобильной, авиационной, космической, технологических отраслях. И случилось же так, что разрыв цепочек поставок совпал с истощением запасов этих металлов: после пандемии промышленность только начала подниматься и наращивать темпы производства!

  • Российская компания ВСМПО-АВИСМА — мировой лидер по производству титана, поставляет почти 25% от всего мирового количества. Предчувствуя беду, аэрокосмические компании приберегают свои запасы на тот случай, если ситуация затянется и титан станет космически дорогим.
  • «Русал» — третий по величине производитель алюминия в мире. Урезались поставки — цены полетели в стратосферу. Они уже достигли стоимости в 3690$/тонна, а мировой дефицит в 2022 году прогнозируется на уровне 1,7 миллиона тонн.
  • «Норникель» — крупнейший производитель никеля в мире. Могут тихонечко радоваться: цена тонны никеля выросла до исторически рекордных значений в 48 033$ за тонну (на 14.03.2022). Это абсолютный максимум за 10 лет.

Западные компании уходят, сохраняя репутацию — и теряя огромные прибыли

Проще перечислить, какие из западных брендов остались в России! Но нельзя не понимать, что это негативно скажется на их выручке. Например, если говорить об автоконцернах:

  • Volkswagen продал более 85 000 автомобилей в России в 2021 году;
  • Volkswagen Group всего заработала за 2021 год в РФ около 300 млрд рублей.

Да, сейчас они ушли, стремясь не работать в убыток — однако все равно многие попадут под штрафы и санкции: разрыв контрактов, компенсации и сохранение зарплат сотрудникам…

Тем временем многие из освободившихся ниш могут быть оперативно заняты конкурентами. Если западная фирма решит вернуться, ей придется заново выстраивать всю структуру, логистику, инфраструктуру, снова зарабатывать доверие потребителей и вкладываться в рекламу.

Какой можно сделать вывод? Да тот, что не бывает в жизни ничего однозначного, ничего одностороннего. Да, россиянам в ближайшее время придется туговато — однако сказать, что это не затронет жителей Европы и США (да и всего остального мира), тоже нельзя. Подобные напряжения в мировой политике не могут не сказываться на экономике и торговле. Единственный вариант минимизировать негативные последствия — постараться в ближайшее же время наладить мирный диалог и совместное существование на основе дипломатии, уважения и сотрудничества.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Топ-10 неожиданных исторических фактов, которые изумят многих

Чем отличаются самые дорогие яхты мира? Удивляющие подробности мегасудов богатых и знаменитых

Заблуждения об СССР, которые с каждым годом становятся все крепче