Найти тему
pro-goszakaz.ru

Как заказчикам избежать нарушений при подписании контрактов. Разбор ошибок на примерах практики ФАС

Оглавление

Эксперт журнала «Госзакупки.ру» подготовил рекомендации, как заказчику действовать при нарушении сроков подписания контракта со стороны поставщиков. Разобрал рабочие ситуации на основе свежей административной практики региональных УФАС. Если победитель нарушил условия подписания или уклонился от заключения, его накажут — отправят в РНП на два года. Но иногда нарушения происходят формально: из-за технической ошибки или недочетов уже со стороны заказчиков. Показал, в каких случаях поставщику удастся избежать наказания и включения в реестр недобросовестных.

Предоставлять сведения в ФАС об уклонении от подписания контракта — обязанность заказчика. Если должностное лицо нарушит сроки передачи информации, его оштрафуют. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика доказывать виновность недобросовестного участника. Чтобы подтвердить эту недобросовестность, контролеры сами проверят информацию, которую предоставят и заказчик, и участник.

Проверяйте исполненные контракты участника в реестре контрактов

Главное для заказчика в закупке — заключение контракта и его исполнение. Чтобы все прошло хорошо, заказчик должен быть уверен в участнике. Но не всегда участники ведут себя добросовестно. Контрольный орган как раз и проверяет, был ли умысел уклонения от подписания контракта. Смотрите в примере, как заказчику попался недобросовестный участник. Чтобы избежать подобных ситуаций, посмотрите исполненные контракты у участника в реестре контрактов.

При проведении электронного аукциона на поставку яблок в образовательные учреждения участник уклонился от заключения контракта. Заказчик передал сведения в УФАС, чтобы участника включили в реестр недобросовестных поставщиков. УФАС провело внеплановую проверку.

Участник на заседание комиссии не пришел и пояснений не представил, необходимых мер по соблюдению Закона о контрактной системе не принял. Также УФАС отметило, что участник не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась. Поэтому участника внесли в реестр недобросовестных поставщиков (решение Хабаровского УФАС от 02.12.2021 по делу № РНП-27-471 по делу № 7–3/658).

Убедитесь, что участник не смог заключить контракт из-за технического сбоя

Бывает, что поставщик не подписывает контракт из-за технических сбоев. Как в этом примере. В подобной ситуации важно понять, были ли направлены действия поставщика на подписание контракта. Чтобы закупка не сорвалась, заказчик может направить сопроводительное письмо. В нем можно зафиксировать добросовестное поведение поставщика. Например, перечисление обеспечения контракта.

Участник уклонился от подписания контракта при проведении электронного аукциона на содержание дорог общего пользования. Заказчик передал сведения в УФАС, чтобы участника включили в реестр недобросовестных поставщиков. Участник не подписал контракт в срок и не предоставил обеспечение исполнения контракта.

Участник представил письменные пояснения и документы. Участник не подписал контракт в срок, потому что вышло из строя компьютерное оборудование, на котором установлена электронная подпись. Также участник перечислил обеспечение исполнения контракта на счет заказчика на основании платежного поручения в установленный срок.

УФАС приняла доводы и указала на то, что действия участника были направлены на заключение контракта. Контрольный орган принял решение не включать участника в реестр недобросовестных поставщиков (решение Челябинского УФАС от 02.12.2021 по делу № 074/06/104–3416/2021 (530-РНП/2021)),

Убедитесь в добросовестном поведении участника

Помимо технических сбоев бывают и другие ситуации, на которые участник не может повлиять. В этом примере участник не подписал контракт, потому что попал в стационар. При этом уведомил заказчика о случившемся. Из чего следует, что участник не стремился уклониться от подписания. Заказчик также может направить сопроводительное письмо в УФАС, в котором будут изложены действия участника.

При проведении электронного аукциона на поставку мешков для мусора участник уклонился от подписания контракта. Заказчик передал сведения в УФАС, чтобы участника включили в реестр недобросовестных поставщиков.

Участник пояснил, что на момент подписания контракта находился в стационаре — доказательства представил в УФАС. Помимо этого, участник уведомил заказчика о сложившейся ситуации.

УФАС установило, что участник не намеренно уклонился от подписания контракта, и что действия участника нельзя считать недобросовестным поведением. Контрольный орган не стал вносить участника в реестр недобросовестных поставщиков (решение Липецкого УФАС от 01.12.2021 по делу № РНП-48-283с/2021).

Проговорите сроки, в которые участник должен подписать контракт

Еще один пример того, что у участника не было намерения уклониться от подписания, — человеческий фактор. Ответственный сотрудник просто перепутал сроки. Это не говорит о том, что участник недобросовестный, но заказчик все же обязан направить сведения в контрольный орган. При отправке проекта контракта на подписание участнику, проговорите сроки, в которые нужно подписать контракт. Это поможет избежать неблагоприятных последствий для обеих сторон.

При проведении электронного запроса котировок на поставку инструмента участник уклонился от заключения контракта. Заказчик передал сведения в УФАС.

Участник направил пояснения в контрольный орган. Он сообщил, что не имел умысла уклоняться от подписания контракта. Контракт не был подписан в срок по вине ответственного сотрудника. Он не учел, что при проведении запроса котировок в электронной форме срок для подписания контракта у победителя гораздо меньше, чем при других способах закупок. Участник привлек ответственного сотрудника к дисциплинарной ответственности. Ему сделали замечание.

Участник представил исполненные контракты, чтобы подтвердить свою добросовестность. УФАС пришло к выводу, что включение сведений в РНП нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям санкции. Контрольный орган не включил сведения об участнике в реестр недобросовестных поставщиков (решение Ивановского УФАС от 23.12.2021 по делу № 037/06/104–742/2021 (07–02/2021–151)).

Рассмотрите гарантию от банка как можно быстрее

Гарантия от банка — неотъемлемая часть при подписании контракта. В этом примере участнику несколько раз не удавалось согласовать гарантию. Чтобы избежать неблагоприятных последствий, заказчик должен в 3-дневный срок рассмотреть предоставленную гарантию как можно быстрее. Это даст временной запас на внесение исправлений.

При проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг участник не подписал проект контракта в срок. Заказчик направил сведения об участнике в УФАС для внесения в РНП.

Участник пояснил, что два раза получал гарантию с нарушением гарантийных обязательств. Гарантия два раза отзывалась. На третий раз была выдана верная гарантия. Из-за ошибки банка в гарантии заказчик ее не согласовывал. Эти обстоятельства участник подтверждает письмом из банка и скриншотами. Также участник направил заказчику письмо об отсутствии умысла на уклонение от заключения контракта. К письму участник приложил подписанный контракт и верную гарантию.

Комиссия УФАС установила, что участник ведет добросовестную предпринимательскую деятельность. Это подтверждают данные из реестра контрактов в ЕИС. По мнению контрольного органа, эти обстоятельства не дают основания для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков (решение Самарского УФАС от 22.12.2021 по делу № РНП-63-521).

#44-фз #закупки #поставщик #заказчик #тендер #смета