Привет! Встречайте новую рубрику "Шедевры советского рока", в которой я буду рассказывать об интересных исполнителях/альбомах советского рока. Сегодня я расскажу о магнитоальбоме "Супермен" группы Карнавал (1981).
Группа была создана в 1979 году в г. Москве Александром Барыкиным и Владимиром Кузьминым, музыканты познакомились в группе "Самоцветы". В состав группы также вошли бас-гитарист Евгений Казанцев (также выходец из "Самоцветов") и барабанщик Владимир Болдырев (прежде играл в латвийском ансамбле "Modo").
В 1981 году группа записала свой первый магнитоальбом "Супермен", который был быстро растиражирован студиями звукозаписи и имел большой успех у слушателей. Впоследствии на "Мелодии" вышла пластинка-миньон с тремя композициями из магнитоальбома. "Среди песен, представленных здесь - композиции с элементами "новой волны" и "регги", - заявлено на обратной стороне конверта пластинки.
Итак, почему я считаю альбом "Супермен" шедевром?
1. Здесь очень много хороших песен, т.е. продуманных как с музыкальной точки зрения (везде есть структура - основная мелодия, куплеты, припевы, соло-партии - гитарные, клавишные, "ямы", песни состоят из нескольких частей, что создает динамику, из-за чего альбом слушается нескучно), так и с точки зрения лирики (понятные и доступные идеи и сюжеты, темы не повторяются из песни в песню). Послушайте, к примеру, потрясающую "Лед слезы льет" - особенно здесь мне нравится припев, где В. Кузьмин повторяет заглавную фразу в четвертый раз на высоких нотах! И вторящее голосу соло на синтезаторе, это хотя бы раз нужно услышать!
2. Исполнены эти песни на очень высоком профессиональном уровне. Несмотря на незавидное качество записи альбома, исполнительское мастерство музыкантов прекрасно слышно. Послушайте, как поют А. Барыкин и В. Кузьмин - и порознь, и вместе (тут вам и в терцию, и в унисон, и как угодно), прекрасно передано настроение каждой песни. А как В. Кузьмин играет соло-партии на гитаре? Особенно мне нравится долгое соло в одноименной песне "Супермен".
3. Стилистику альбома не берусь определить точно, но мне здесь слышится и арт-рок, и хард-рок, и поп-рок, и эстрада. Мне почему-то больше всего стилистическим "референсом" приходит на ум группа Supertramp. Например, в песне "Я знаю теперь" мне отчетливо на месте А. Барыкина представляется Р. Ходжсон (несмотря на регги-стиль, обычно не свойственный "Супертрэмпу"). И клавишное соло здесь чисто "супертрэмповское". И, конечно, бэк-вокал - это просто супер!
А вот в песне "Сказочная леди" уже уровень сопоставим с Uriah Heep, причем в его самой лучшей версии! И музыка, и вокал (опять же, бэки!) - ну, прям звучание "The Magician's Birthday" или того же "Firefly".
Песня "Стена" - это уже прообраз "Мячика" из репертуара "Динамика" (следующей группы В. Кузьмина). Регги с фанковым басом и мягким звучанием rhodes. Причем тут уже никаких отсылок к зарубежному року на ум не приходит (хотя, возможно, у только у меня так).
Несмотря на то, что впоследствии название "Карнавал" останется за А. Барыкиным (будут новые составы группы), большее влияние музыки из этого альбома в будущем мы услышим в творчестве А. Кузьмина. Возможно, недаром основную часть вокальных партий в "Супермене" исполнил именно он.
Жаль, что "Супермен" не выходил в своей полной версии на LP, очень уж хотелось бы иметь этот памятник советского рока в своей виниловой коллекции. Нет альбома и на стриминговых сервисах, так что в свободном доступе вы можете послушать его, например, на Youtube.
P.S. Лично я очень рад, что мне встретился этот альбом. Слушая эти песни, я получаю огромное удовольствие. Отныне "Супермен" - один из моих любимейших русскоязычных рок-альбомов. Искренне желаю влюбиться в него и вам!
#карнавал #кузьмин #барыкин #русский рок #виа ссср #советский рок