Сегодня у нас будет интересный опыт :) Мне пришло предложение от читательницы, которая хотела опубликовать на канале свою статью с разбором образа Бланшетт в красивом историческом фильме о жизни Елизаветы Тюдор.
И я решила попробовать такой формат тоже. Здесь собралась думающая и интересная аудитория, и мне самой интересно, как вам видятся те или иные архетипы в книгах, фильмах, костюмах, исторических личностях. Статья мне пришла уже очень давно, а никак руки не доходили. Просто как-то выпало из головы, а тут, пока писала статью про Елизавету Вторую - вспомнила про Первую :) Поэтому я решила: а давайте дадим Елизавете написать про Елизавету! Приятного чтения!
Архетипы королевы
«Елизавета» 1998 года - без преувеличения наслаждение для глаз: столько здесь потрясающих костюмов, поистине королевского блеска и средневековой атмосферы. А еще здесь блистает Кейт Бланшетт, ретро-роли которой просто бесподобны. На этот раз она перевоплотилась в знакового для английской истории героя – королеву Елизавету Тюдор, которая на наших глазах пройдет становление от девочки до повелительницы, подарившей своей стране подлинный «золотой век». Этапы этого становления и попробуем разобрать. Рассматривать будем не столько историческую персону, сколько персонажа, сыгранного Кейт.
Итак, поехали.
До воцарения
Начинается фильм со сцены сожжения на костре еретиков – дела вполне житейского, ведь на троне в те годы сияла Мария Тюдор, она же Кровавая Мэри. Сияла так, что долгое время день ее смерти отмечался как государственный праздник. Тоже достижение, согласитесь.
Пока пылают костры, принцесса Елизавета, единокровная сестра Марии, беззаботно радуется жизни в отдаленной и живописной деревушке. На этом этапе она выглядит как ожившее полотно Ботичелли: мягкая ткань, свободный и простой крой костюма, пастельные цвета, длинные распущенные волосы. Легкость, юность, свобода – все это воплощено в ней. Архетип Правитель сюда даже не заглядывал: Елизавета – незаконнорожденная дочь короля, и пока далека от власти настолько, насколько это возможно. Она всего лишь молодая девушка, еще не обремененная никакими заботами.
Однако классифицировать ее как Дитя было бы верхом наивности. Статус незаконнорожденной – приговор в то время, но Дитя, даже будучи «принцессой на минималках», не отказала бы себе в удовольствии пофорсить и облачиться в сногсшибательные наряды, чисто чтобы отвести душу. Елизавета не делает этого. Почему? Потому что ее ведущий архетип – Мудрец. Отсюда скромность и даже непритязательность ее одеяния. Как и жизни в целом. Мудрец – это всегда о минимализме, спокойствии и отшельничестве. Елизавета, настоящая и экранная, любила бывать в уединении, а еще - читать и учиться. Этим она и занималась до воцарения. Ну, иногда еще приятно проводила время со своим бойфрендом, лордом Робертом Дадли, таким же парией при королевском дворе, как и она сама. Наверное, на этом ребята и сошлись.
Про лорда Роберта стоит отдельно сказать, что, как и положено рыцарю, он большую часть времени носит цвета своей дамы. Это интересная деталь, и мы вернемся к ней немного позже.
Безмятежная жизнь рыжей принцессы заканчивается в тот день, когда Кровавая Мэри с подачи герцога Норфолка, рвущегося к власти всеми возможными и невозможными способами, начинает подозревать ее в заговоре. Кстати. Вот кто абсолютный, стопроцентный Правитель. Та эпоха давала мужчинам куда больше пространства для маневра, и на примере Норфолка мы можем видеть все грани Правителя и его Темной стороны, тирана, уверенного, что все должно быть по его правилам: неприкрытая высокомерная роскошь, драгоценности, вычурность нарядов. Заклятый враг Елизаветы великолепен в своей алчности и безжалостности.
Принцесса оказывается в Тауэре, начинается череда допросов, аудиенций, интриг. Углубляться не буду, все закончилось хорошо, и после смерти Кровавой Мэри корона переходит к ее сестре. Пока велось следствие, Елизавета напоминала строгую и серьезную девочку-старшеклассницу: невыразительные блеклые платья, минимум украшений. Ход верный. Ей можно поверить, смягчиться, не воспринять, как опасного противника. Недаром Норфолк после очередного допроса кричит на растерявшихся государственных мужей: «Чего вы испугались? Она – дитя!». Ни убавить, ни прибавить – архетип Невинного спешит на помощь принцессе. Единственное, ее волосы убраны теперь в прическу. И это – важная перемена: с момента заключения в Тауэр она не просто юная леди – она политическая фигура, хоть и крайне шаткая. Больше никакой беззаботности. Волосы убраны и в момент объявления ее королевой – тоже красноречивая деталь.
Воцарение
В сцене коронации воссоздается почти портретное сходство Кейт с образом королевы, который сохранился в истории. Просто приведу фото, чтобы вы сами это увидели. Странно, однако даже горностаевая королевская мантия не придает ей особой величественности. Опасность миновала, волосы снова свободно падают на плечи. Юность спорит с Правителем, а в спайке с таким сильным союзником, как Мудрец, попросту не оставляет ему шансов проявиться.
Сразу после
Первый бал новой королевы дает много пищи для размышлений. Елизавета словно возвращается во времена своего «девичества»: сдержанное платье (просто сравните с роскошными шедеврами придворных дам!), те же распущенные волосы, тот же скромный ассортимент украшений, та же непосредственность – и тот же Роберт Дадли. Под стать ей он, высокопоставленный вельможа, также весьма сдержан в выборе нарядов. Обычно они расслаблены и повторяют цветовую гамму платьев Елизаветы, как бы подчёркивая его близость к ней. Они и в самом деле близки – как единомышленники, друзья, любовники. До определенного момента. Славный Малый, архетип Роберта Дадли, превратится в Бесславного. Пусть и не без причины.
Среди великолепия двора созвучные друг другу Елизавета и Роберт смотрятся несколько чужеродно. Не в последнюю очередь поэтому интриганы-послы воспринимают королеву скептически – для них она просто беспечная девчонка, больше заинтересованная танцами и своим фаворитом, нежели свалившейся на голову властью. Так может показаться и зрителю, но Мудрец дает себя знать даже среди веселья и праздника. У Елизаветы очень цепкий, рассудительный взгляд, она, будучи королевой без году неделя, одаривает послов весьма колкими фразами прямо посреди светской беседы, внимательно наблюдая за их реакцией, не идет на поводу у советника, призывающего к любезности. Акулы политических игрищ начинают понимать, с кем предстоит иметь дело.
Первые трудности
Разумеется, проблемы не заставляют себя долго ждать. Поднимает голову Шотландия под управлением французов, желающих заполучить себе английскую корону. От королевы ждут действий. И не только военных – ближний круг требует срочно решить матримониальный вопрос, чтобы страна худо-бедно справилась с наваливающимися на нее катаклизмами. Переговоры о войне и замужестве Елизавета ведет исключительно в убийственно красных платьях. Причем каждое последующее платье становится все более «глухим» и закрытым. Контраст с ее прежним неярким гардеробом – просто небо и земля. Появляются высокие массивные воротники, гипертрофированные плечи, очень плотная ткань. Красный, как известно, цвет победителя, но ни о каких победах еще и речи не идет. В лучшем случае об обороне. Елизавета изо всех сил старается быть монархом и держать свой парламент в узде, не позволяя диктовать ей свою волю. В каком-то смысле эти платья выступают в роли доспехов, в них можно рассмотреть проступающий архетип … Нет, не Правителя, а Воина. И это немудрено: королеве приходится отражать атаки как своих державных мужей, так и французов. Елизавета впервые пробует вкус власти – и он кажется ей очень горьким: ситуация в Шотландии ослабляет ее влияние при дворе. Норфолк торжествует.
В красном она появляется и на охоте – волосы убраны в строгий узел, ни следа былой легкости. Она сварливо отчитывает лорда Роберта за отсутствие, отрывисто общается с приближенными. Елизавета в облачении Воина, она только что прошла первое серьезное испытание, однако пока еще остается пешкой в политической игре своего парламента.
Вынужденное согласие на замужество с французским герцогом – тому подтверждение. Полное поражение по всем фронтам. В данном случае красный символизирует не победу, а скорее кровь, которую ей пришлось пролить (в фигуральном смысле, конечно).
Верный лорд Роберт впервые отклоняется от курса в связи с размолвкой по случаю государственного брака Елизаветы. Ненадолго он вернется к ношению цветов королевы только в сцене покушения на карнавале.
Переговоры и жениховство
Жених не заставил себя долго ждать. Англичане встречают его как родного, надеясь, что этот словоохотливый парень потеснит лорда Дадли в сердце и в спальне королевы, а страна хоть немного поживет спокойно. Елизавета встречает герцога в довольно закрытом, с перчатками, наряде насыщенного серебристого цвета, о торжественности момента говорит лишь яркое перо в ее головном уборе. Это платье сообщает интересные вещи. Например, что она не рада французу и своей новой роли - невесты, которая вот-вот должна стать всего лишь безмолвной королевой при короле. Однако, несмотря на это, уже очевидно: нерешительная девочка окончательно ушла со сцены. Теперь это полновесная политическая фигура, серьезный игрок. И нелепость жениха (проявившаяся уже при знакомстве) лишь оттеняет это.
Веселый французский жених собственной персоной:
В тот вечер, когда с французом все становится ясно, Елизавету практически не узнать. На ней вычурное, душное, тяжеловесное платье строгой черно-белой расцветки и сложного фасона, волосы тщательно завиты и уложены, прическу венчает громоздкая диадема. Она выглядит намного старше, хорошо пожившей, даже усталой от мирской суеты дамой, и дело не только в платье. Поступь ее неспешна, речь резка. Она громко и с облегчением смеется, когда брак с герцогом отменяется по понятным причинам, но смех этот недобр. Недобр и блеск глаз, с которым она приглашает лорда Роберта на танец. Голос звенит, когда Елизавета гневно восклицает: «Здесь только одна госпожа – и ни одного господина!» после неудачной попытки Дадли наладить отношения. Да, это наконец свершилось – архетип Правитель вышел вперед, оттеснив Мудреца. Теперь она на самом деле королева – и никакому королю во имя спасения своей жизни приближаться не рекомендуется.
Позорно изгнанный лорд Роберт в разбитых чувствах соглашается примкнуть к заговору, который плетут против Елизаветы иностранцы и Норфолк. Славный Малый становится Бесславным – о чем и говорилось выше. Он больше не рыцарь – он изменник.
Заговор
Если бы не Фрэнсис Уолсингем, агент 007 из 16-го века, Елизавете пришлось бы несладко. Но Уолсингем, к счастью, с самого начала держал на карандаше Норфолка и его компашку, благодаря чему королева избежала кровавого дворцового переворота. В какой-то момент в игру вступает лорд Роберт. В сцене откровенного разговора они снова в одном цвете: на королеве еще одно закрытое платье, достаточно безыскусное, похожее на униформу, украшений немного больше, чем раньше, волосы убраны.
Дадли также облачен официально, впервые - с обязательным раффом. Это наглядная сцена: теперь даже для встреч с близким человеком (а он по-прежнему ей близок) Елизавета одевается как на рабочий прием. Она презрительно фыркает на его предложение выйти за короля Испании и кажется, будто между ними точно все кончено.
Также резко она отправляет на пенсию старого советника, коротко бросив, что все теперь решает сама. И, пожалуй, именно здесь она становится истинным Правителем – неслучайно на ней оказывается плотное бордовое платье с искусной золотой английской вышивкой, дополненное плоеным раффом. Причем не просто скромным дамским воротничком, к которому обязывало положение, а крупным, почти мужским раффом. Она спокойна и тверда, без малого безразлична к ним обоим – верному соратнику и еще недавно любимому мужчине. Елизавета кажется совсем другим человеком. И она действительно уже другой человек.
С такой же непоколебимостью она ставит подпись под смертными приговорами участников заговора, которых ей раскрыл Уолсингем. Недрогнувшей рукой подписывает.
Все, кроме одного.
Задержание Дадли
Когда большая часть заговорщиков убита гвардейцами Уолсингема, а Норфолк препровожден в Тауэр в ожидании казни, наступает черед лорда Роберта. Елизавета говорит с ним сухо и отстраненно, в то время как он не может сдержать слез при объяснении. Она приходит к нему в полном облачении: шляпа, перчатки, глухое с двойным воротником серебристое платье. Все это вместе взятое – броня, в которой она готова отразить любой удар. Волос, как и украшений, почти не видно. Летящие рыжие пряди окончательно сменились короткими, жесткими структурированными локонами Правителя, да и те скрывает забрало в виде шляпы. Если исходить из того, что два главных постулата Правителя – статус и элегантность, то здесь полное попадание по двум направлениям.
Если Елизавета облачена в броню, то лорд Роберт напротив – беззащитен и готов к распятию, умоляет о нем. Славный Малый возвращается на свое место и хочет принять положенное наказание. Однако Елизавета оставляет лорду Роберту жизнь. В память о былых чувствах или из каких-то дальновидных соображений – в случае с Правителем этого никогда нельзя сказать наверняка.
При разговоре с Уолсингемом через некоторое время она в винного цвета наряде, с выраженным плечевым поясом и даже чем-то вроде эполетов – еще один доспех. С Дадли покончено. Уолсингем советует ей стать для народа символом, живым божеством, которое так хочется созерцать людям. И ради которого они без рассуждений идут на смерть. Елизавета находит совет очень дельным и решает воспользоваться им в полной мере.
Финал
Последняя стадия ее эволюции. Елизавета избавляется от длинных волос: их заменяет парик, как показала история – уже навсегда. Лицо покрывается густым слоем белил, становится белым и в сочетании с огненно-рыжими локонами создает зловещее впечатление. Цвет платья белый, и никаким другим быть не может. Белый – цвет повелителя, владыки, того, кто не ходит по земле. А еще, отчасти, святости (помним про божество). Платье застегнуто на всевозможные пуговицы и застежки, рафф становится неохватным, и в сцене, где она медленно идет вдоль коленопреклонного двора, она похожа на изваяние. Ее подол целуют, на нее боятся поднять глаза. Это и в самом деле уже не совсем человек – это символическая фигура Правителя, который теперь не архетип, но сущность.
Признаюсь, просто мурашки побежали, когда она садилась на трон. Такой она останется до самого конца. Такой останется в памяти своего народа, для которого сделала поистине немало.
На этом, пожалуй, пора заканчивать эту елизаветинскую эпопею. Она получилась обширной, но и масштаб личности не предполагал другого. И Кейт, конечно, внесла свою лепту, сыграв монументального, но при этом живого персонажа.
Кто смотрел или не смотрел фильм а также все любители исторических драм (Моя любимая вот Храброе сердце, патлатый голубоглазый Мел Гибсон был крашем моего детства до того, как появилось понятие краш))) - прилашаю обсудить в комментариях. Если у кого есть мысли по заданной тематике блога и желание высказаться (и готовность простить мне нерасторопность, которая 8й смертный грех блогера) - можете писать со своими предложениями мне на почту.
А пока - до новых встреч! Ваша я ;) Жанна
Интересное на канале By Burlak
#королевскаяжизнь #елизавета #историческиеличности #историческиефильмы #костюмированныефильмы #историческиесобытия #стиль и мода #красота и стиль #мода и красота #мода и стиль