В этой публикации хочу рассказать о причастности военных моряков к созданию часов "777", которые выпускает часовой завод "Полёт-Хронос" в цехе мелких серий "6МХ". Не всё можно прочитать на официальном сайте завода...
(Много букв).
Идея создания часов, в которых бы использовался металл с настоящего корабля, не витала в воздухе. Мы ("мы" - это завод, на котором я в настоящий момент работаю) не оригинальны в этой идее - она находила воплощение у различных производителей часов. Такой запрос поступал от военных моряков - часы из боевого корабля. В один момент мы согласились на эту "историю". Но нам бы подойти к ней формально, как большинству производителей: сделать часы, сказать всем, что корпус из корабля такого-то, и продавать, сделав "морду кирпичом". Но так мы не захотели - уподобиться "знатным фантазёрам" отечественной часовой индустрии сочли неправильным. Маркетинг не должен бежать впереди правды. А правда оказалась суровой. На кораблях не оказалось нержавеющей стали практически совсем... На несколько десятков писем к судостроителям с запросами информации по металлам были получены вполне конкретные ответы: судовая сталь - высоколегированная, но не нержавейка. "История" создания часов из корабля "встала на якорь". Визиты на склады, торгующие корабельной распиловкой, привели к покупке нескольких прутков из переработанной корабельной нержавейки, по составу сплава близких к тому, из чего мы изготавливаем некоторые детали для морских хронометров.
И было принято решение из этого сплава изготавливать не весь корпус, а только вставку на крышку часов. (Это, конечно, добавило "головняка" и нашему инженеру, и мастерам", так как несложная процедура изготовления крышки для часов превратилась в большее количество производственных операций.) Почему решили делать только вставку в крышку- расскажу позже.
Но в итоге - оно того стоило. Так как крышка выглядит необычно.
Дизайнеры завода подготовили к выпуску проект пяти внешних оформлений часов модели "777", отличающиеся циферблатами: один вариант циферблата для позолоченного корпуса и четыре варианта циферблатов для корпуса из стали без позолоты.
В основу модели лёг циферблат и функционал морского хронометра 6МХ. Всегда хотелось изготовить наручные часы с функциями и циферблатом, повторяющие морской хронометр 6МХ. В качестве механизма был выбран японский Miyota 9132 - один из самых дорогих у производителя, долгий в изготовлении (8 месяцев ожидания поставки после предоплаты). Как и у морского хронометра, механизм 9132 имеет шкалу индикатора запаса хода (в виде сегмента расположена у отметки "12 часов). У хронометра в нижней части циферблата расположена секундная стрелка, а у 9132 - более полезная функция - стрелка показывает время на 24-часовой шкале, (актуально для моряков при определении времени суток во время полярных дня или ночи). А секундная стрелка у механизма наручных часов - центральная.
У этого механизма есть и календарь, но в двух внешних оформлениях этот календарь закрыт циферблатом - для большего сходства с циферблатом морского хронометра.
Для циферблатов с арабской оцифровкой использован тот же стиль написания цифр, который используется на хронометре, некогда разработанный специально для морского прибора точного времени на нашем заводе.
Итак, часы были спроектированы и даже изготовлены первые модели серии "777". Артикул "777" - это "история внутри истории", о которой - ниже.
Идея использования металлов с корабля, (причём, с какого-нибудь конкретного корабля), не давала покоя с момента получения запроса на такие часы от морских офицеров. Раз уж решились на это - надо было доводить дело до конца. Помог случай. А точнее - не случай даже, а вполне себе рабочий будничный момент. На сторожевом корабле "Ярослав Мудрый" требовалось обслужить штатный морской хронометр. (Ничего необычного - морские хронометры нуждаются в репассаже раз в два года, хотя и выполняется эта рекомендация гораздо с большим интервалом - но от неё не уйти). На этот раз было решено не ждать отправки хронометра на завод, а самостоятельно забрать хронометр с корабля, заодно поговорив с командиром "сторожевика" о давно интересующей нас возможности заполучить с корабля вожделенной "нержавейки". Вот тут надо отметить, что предстоящая поездка на судостроительный завод, на котором стоял на обслуживании корабль "Ярослав Мудрый", случилась ещё до момента запуска часов "777" в серийное производство - на этапе их проектирования. Визит на корабль принёс нам дружеские отношения с офицерами корабля и дружеское соглашение о намерениях совместными усилиями изготовить часы, в корпусе которых можно было бы использовать корабельный металл. В результате модернизации, на корабле остались отслужившие свой "регламент" железки. В частности, клапаны с "дизелей", которые и решено было использовать по новому назначению.
Да, про требующий репассажа хронометр с "Ярослава Мудрого". Естественно восстановили в лучшем виде. Но хочется рассказать отдельно о том, как с судостроительного завода вынести что-нибудь... Завод "Янтарь" расположен в Калининграде. Огромнейшая территория: путь от заводской проходной до стоянки корабля занял около 15 минут быстрым шагом. Серьёзнейшая проверка на входе со сканированием всех страниц паспорта, временный пропуск с фотографией с указанием времени входа/выхода с подписями ответственных за визит на завод, и т.п. Чтобы вынести хронометр с завода, был составлен акт о необходимости ремонта прибора вне корабля на заводе в Москве, и разрешение на вынос хронометра было подписано не одним человеком. В итоге, не хватило одной подписи и хронометр вынести не разрешили. Это мы плавно переходим к вопросу о том - как прийти на судостроительный завод, взять железки с корабля и сделать из них часы. (У некоторых российских производителей это происходит "щелчком пальца", даже с атомной подводной лодки могут взять металл и наделать сколько хочешь чего хочешь)...
А вот фото, на которых отреставрированный морской хронометр принимается в строй на корабле:
Итак, заветные железки для воплощения в жизнь идеи изготовления часов с ДНК корабля были получены. НО!!! Но рассказывать об этом было никому нельзя. С одной стороны, это "отслуживший металл", подлежащий переработке. С другой - это собственность ВМФ страны. Просто забрать железки с корабля - это воровство. Получить их официально - это задача со всеми неизвестными. Подробностями загружать не буду. Скажу лишь, что был написан не один рапорт, не одно письмо с просьбой разрешить использование отработавших свой срок деталей в производстве часов. И все эти письма и рапорты ложились на столы к военачальникам не один раз, прежде чем мы получили заветное "возражений не имею". И только после всех этих официальных "ходов" мы получили разрешение на публикацию фотографий и рассказ этой истории.
Ещё одно лирическое отступление. По роду деятельности, наше предприятие имеет связь со всеми судостроительными и судоремонтными заводами нашей страны. И было отправлено множество писем с просьбами покупки металлов, остающихся после ремонта или от производства кораблей. Большинство писем осталось не отвеченными. Да, и телефонные разговоры ни к чему не приводили. Начальник службы безопасности одного из заводов, на котором ремонтируются атомные подводные лодки, услышав мою историю о том, как известный в стране производитель часов изготовил часы с металлом с атомной подлодки, долго смеялся... К слову, получить допуск в цех модернизации атомного корабля нам не удалось, несмотря на связи... (Тут мы прям невольно завидуем фантазиям возможностям некоторых производителей получать любые металлы с любых объектов - будь то атомная лодка, или космический корабль).
Сторожевой корабль "Ярослав Мудрый" стал первым кораблём страны, отработавшие детали которого официально можно было использовать для производства часов. Это был долгий, но ровный путь. А бортовой номер корабля "777" стал артикулом модели.
(Получилось так, что серийные часы модели "777" появились в продаже раньше, чем часы "Ярослав Мудрый" с ДНК этого боевого корабля. Хронометраж рождения часов выглядит так:
- возникла потребность в таких часах;
- разработали проект модели;
- выбрали пригодные для использования "железки" на корабле "Ярослав Мудрый";
- изготовили крышки со вставками из клапанов с корабля "Ярослав Мудрый";
- купили корабельную "распиловку";
- выпустили первые часы серии "777";
- получили разрешение на использование отработавших свой ресурс металлов с корабля "Ярослав Мудрый" и на "официализацию" этой истории.)
Так как выработавших ресурс клапанов "дизеля" корабля имелось не безграничное количество, то были внесены изменения в конструкцию часов: приняли решение делать только вставки в крышки корпуса часов. (Конструкция крышки и бортовой номер корабли "Ярослав Мудрый" были использованы при изготовлении серийных часов "777"). Материала хватило на 20 вставок. Часы под номером 1 были вручены командиру корабля "Ярослав Мудрый", который прошёл с нами весь путь к созданию часов.
Серия из 20 штук часов "777. Ярослав Мудрый" постепенно расходится по владельцам. Любопытно, что двое из первых проданных часов уехали в Америку и Казахстан. Такая география покупателей часов 6МХ не может не радовать - не только в России следят за новинками завода.
Вместе с часами Покупатель получает настольный макет корабля "Ярослав Мудрый", изготовленный российским предприятием из Северодвинска "Поморский моделист" . На изготовление 20 моделей кораблей ушло 3 месяца. Это кропотливый ручной труд.
Сразу скажем, что детализация модели корабля, которую покупатель часов "Ярослав Мудрый" получает вместе с часами, не очень высокая - не всё вооружение есть на палубе. Это было сделано намерено для уменьшения расходов и стоимости модели в итоге. Тем не менее, модель получилась классно.
О часах "777".
В классический круглый корпус диаметром 42 мм установлен японский механизм с автоподзаводом 9132 Miyota. Этот механизм был выбран не случайно – наряду с отличными «ходовыми» качествами, расположение стрелок этих часов повторяет расположение стрелок морского хронометра «6МХ» – известного всем морякам мира морского прибора точного времени. Как и у морского хронометра, у отметки «12» часов расположен индикатор запаса хода (до 40 часов). А между осью стрелок и отметкой «6» часов – полезная для мореплавателей 24-часовая шкала, (у морского хронометра в этом месте – секундная стрелка часов).
Циферблат защищает сапфировое стекло с антибликовым покрытием. Кожаный ремень имеет жёсткие вставки для плотного прилегания к корпусу. Каждые часы протестированы на способность выдерживать давление воды в 10 атмосфер.
Часы "777. Ярослав Мудрый" изготовлены со вставками на крышках часов, изготовленных непосредственно из металла, служившего до модернизации деталями военного корабля "Ярослав Мудрый", в количестве 20 штук часов в корпусах с позолотой и без позолоты. Нумерация (расположена на циферблате часов по аналогии с циферблатами морского хронометра) - порядковая по мере поступлению заказа на часы.
С каждыми часами Покупатель получает модель корабля "Ярослав Мудрый" от северодвинской мастерской "Поморский моделист".
Ну, и как не прорекламировать напоследок родной завод! Часы можно купить ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Приятных покупок! И спасибо всем любознательным, дочитавшим эти "много букв" до конца!
П.С. А по ЭТОЙ ССЫЛКЕ можно почитать историю создания первых наручных часов 6МХ и о часах, изготовленных специально для ещё одного русского военного корабля ТАРК "Пётр Великий".
Ссылка на телеграм-канал часовой мануфактуры 6МХ ЗДЕСЬ.