Летом прошлого года я вновь прикоснулся к своей студенческой юности и поработал вожатым в детском лагере. Структурированный распорядок дня, регулярное питание, за которое отвечаешь не ты, настолки, речка, волейбол и окружение из людей, которым в силу возраста еще не нужно зарабатывать, строить модели будущего, искать компромиссы с мужем или женой и вот это вот все.
Пионерский лагерь - это жизнь, пропитанная ритуалами, и большая их часть, кроме зарядки и отбоя в 22:00 доставляет удовольствие. К этому, конечно, нужно привыкнуть, и обычно дети первую неделю неохотно идут на обед, неохотно включаются в активности, а вечерним кострам предпочитают валяние в комнатах, но после периода адаптации, тарелки на обедах звучат все громче, выступления и конкурсы проходят живее и с задором, появляется дух соперничества, а от вечерних посиделок у костра некоторых приходится отгонять с подозрением на пироманство.
В один из вечеров, доиграв партию в шахматы, с Максимом по кличе «Майор», я пошел к костру.
Традиционный пионерский костер с каменной кладкой и расположенными вокруг скамейками из больших бревен. Я уселся рядом с Лерой. Народ потихоньку расходился, младших уже отправляли спать, а тех кому за десять оставляли еще на полчаса. Лере как раз одиннадцать или двенадцать. Она в меру активная и разговорчивая, в меру вредная — в общем, нормальный ребенок. По моим наблюдениям ей нравилось в лагере.
Ей хотелось играть и дружить с другими ребятами, хотелось купаться, рассматривать лошадей, общаться со сверстниками, а вот что Лере ,по моему мнению, хотелось делать меньше всего, так это показывать что ей хорошо.
Например, после удачной подачи в волейболе она растерянным взглядом окидывала площадку и фиксировала никто ли на нее не смотрит, если люди из ее команды тут же обращались друг к другу, не задевая ее своим вниманием, она улыбалась. Если наоборот смотрели или выкрикивали: «Лер, красава!», она не то что бы робко опускала глаза в пол или стеснялась, она выглядела так, будто вместо «Лера, красава», ей кричали «Лера, ты мразь…». Ее мимика и движения тела показывали, что ей плохо и некомфортно. Реакция не очень совпадала с ситуацией.
Костер уже догорал, сугробы пепла вокруг красных углей напоминали о его былом величии. Тут я перестал играть в великого прозаика и вспомнил…нахера я начал писать этот текст:)
— Вы где сейчас были?-спросила Лера, не отводя взгляда от костра
— В столовой, Майору опять в шахматы прое.... (я вспомнил где я нахожусь) и поправил себя проиграл….., а что?
— А Вику не видели? (Вика подруга Леры.)
— Нет, не видел
— Ясно…
Нависла пауза секунд в десять. Вокруг ходили дети и взрослые, закутанные в пледы.
— Вы же сейчас хотели матюк сказать?
— Да, но заметь, вовремя остановился.. Иронично и легко произнёс я.
— Представляете, а я помню, как я первый раз вслух сказала плохое слово. - Лера все так же смотрела на догоравший костер.
— Интересно, и как это было?
Лера чуть призадумалась, как будто сомневалась рассказывать мне или нет.
— Да это давно было. Мне недавно мама рассказала, потому что я забыла уже эту историю. У меня была кукла ,и я с ней постоянно играла, никогда с ней не разлучалась, а потом она потерялась. Я так плакала, так скучала… Родители тоже не знали где она, и мама рассказывала, что я подумала, что кукла меня бросила, и куда-то ушла или переехала. А потом мама ее нашла под обувной полкой, и когда принесла ее мне, я ее выхватила и бросила в дверь с криком в сторону куклы: «Сука!».
— Опасно с тобой связываться, Лер… - отшутился я ,чтобы не включать внутреннего психолога. Хотя очень хотелось. Две недели уже без консультаций:)
— Ага.. - улыбнулась Лера
Вокруг начинался сбор на отбой. Вожатая Катя ,по-матерински, подходила к каждому из ребят и фиксировала сказанное прикосновением руки к плечу, так проигнорировать ее просьбу было невозможно. Ребята зевая и продолжая разговоры, медленно направлялись в сторону дома.
Я смотрел на костер. Вдруг перед нами возникла Вика.
— О, Лера, а ты тут. А я тебя искала! Держи. – и протянула Лере жменьку крекеров в форме маленьких рыбок.
Лера протянул в ответ руку, получила порцию своих рыбок, при этом не сказав ни слова. Вика как бы ожидая ответа, глядела на нее, но уже через пару секунд переключилась и сказала:
— Ладно, я пошла спать. И поскакала в сторону дома.
Костер почти иссяк, ночная тишина, оторванная от города, вступала на свой пост.
-Сука…