Плагиат в научных трудах чиновников — явление не новое. В антирейтингах вузов, где защищаются фальшивые диссертации, встречаются и топовые московские вузы. Esquire выяснил, почему в российской науке столько плагиата и чем объясняется терпимое к нему отношение.
Вернувшись к брошенному когда-то давно переводу статьи Энн Ролз, одной из самых известных этнометодологов в мире, социолог Андрей Корбут случайно обнаружил плагиат в работе своего российского коллеги. Проверяя ссылки на источники, — у именитых западных ученых тоже могут быть проблемы со ссылками, — Андрей заметил, что автор диссертации ссылается на тот же список литературы, что и Энн Ролз. «Всякое бывает», — подумал Андрей, но на всякий случай нашёл полный автореферат этой диссертации. В нем исследователь узнал дословные отрывки из статей Энн Ролз. Он был удивлен тем, что предполагаемый плагиатчик успешно защитился в ПСТГУ, Высшая школа экономики написала отзыв на работу, а оппонентами числились ведущие социологи. Но Андрей не мог ошибаться, потому что многие годы занимается переводом статей Ролз для журнала «Социологическое обозрение».
«А ведь хорошо, черт побери! Хорошо, что кроме меня хоть кто-то в этой стране читает Ролз!», — написал на своей станице в Facebook Андрей Корбут, приведя в пример скопированные у американской исследовательницы российским ученым фрагменты. Уличенный в заимствованиях социолог сослался на человеческий фактор — «злого умысла не имел», «ссылки не перенеслись в автореферат». Так началось расследование, на которое Корбут потратил две недели. Результаты удивили — в диссертации 80% плагиата. Узнав об этом, руководство НИУ ВШЭ аннулировало отзыв на диссертацию. Ряд известных российских вузов отказался работать с плагиатором.
«Виновник торжества по собственной инициативе написал в ВАК и попросил лишить его степени. В плагиате он не признался, сказал, что считает нужным переделать работу, так как есть нарушения в цитировании источников, — рассказывает Андрей Корбут, научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ. — Классик социологии Роберт Мертон говорил, что в науке есть только одна главная награда — признание коллег. Не личностная репутация, а научная репутация. Плагиат в этом смысле — самое страшное преступление в науке, потому что он лишает ученого возможности внести вклад и получить признание».
Впрочем, не все учёные согласны с позицией Корбута. Публичная огласка привела к обвинениям в том, что вопрос решался не кулуарно. «В России есть разные научные круги с разным отношением к плагиату. Некоторые коллеги мне говорили, что надо было обращаться к научному руководителю или в диссертационный совет, или к декану, где он работает, или к ректору. Те круги ученых, в которых я состою, меня поддержали. У нас нулевая терпимость к заимствованиям. Никакие формы плагиата не считаются приемлемыми — ни у студентов, ни у коллег ни при каких обстоятельствах», — рассказал он.
Продолжение про «банду» плагиаторов из Бурятии, связь плагиата с этикой и отношение российских студентов к «заимствованиям» — у нас на сайте: