Всем привет! Пришла пора разобраться с тремя громкими новинками прошлого года, которые прошли мимо. Все эти фильмы никак не относятся к жанру хоррора - разве что "Однажды ночью в Сохо" подтягивается к этому жанру набором приемов и ходов - скорее это крепкие триллеры с качественной реализацией.
Прошлой ночью в Сохо
Эдгар Райт определенно идёт своим собственным путем в кинематографе, и это здорово. Райт начинал с переосмысления жанров ужаса, боевика и фантастики в канве британского юмора, что позволило создать не только три отличных картины с участием обязательных Фроста/Пегга, но и фирменный почерк Райта. "Скотт Пилигрим" показал отличный культурный диапазон Эдгара, а "Малыш на драйве" - умение работать с высокобюджетным кино, не теряя качества.
В "Прошлой ночью в Сохо" Эдгар возвращается к истокам, жанру ужасов, но специфичная канва британской глубинки уже не соседствует здесь с эксплуатацией фирменного юмора (только чуть-чуть). В то же время, Райт стремится показать, что может создать достаточно дорогое кино с рейтинговыми актерами, не скатившись в клише.
На самом деле, никто не против клише, важно, чтобы сочетание их на выходе давало что-то новое и смотрибельное. Начинается история с краткого экскурса в жизнь главной героини Элоиз, которая живёт с тётушкой и отыгрывает роль Золушки, которая прилагает все усилия, чтобы быть хорошей девочкой, но в конечном итоге - попасть на свой бал и найти своего принца. Балом здесь для героини является поступление на престижный факультет модельеров в Лондонском университете, и фильм начинается как раз с новости о том, что Элоиз получила место.
Собрав свой провинциальный скарб и свои не менее провинциальные мечты - побывать в дорогом лондонском ресторане - внушенные тётушкой и являющиеся единственным контактом с умершей матерью, девушка отправляется в путь.
На месте Элоиз, конечно, не вписывается в тусовку, но её это и не заботит. Она снимает квартиру у старой леди с старом особняке, и общая старомодность обстановки и принятие этого девушкой - сигнал о том, что Элоиз продолжает жить в мечте матери, убегая от современного мира. При этом её самобытность даёт и положительные всходы - её работы на факультете необычны, и отличаются от работ других студентов, и она быстро находит симпатию в лице во всех отношениях положительного принца по имени Джон.
Но этот принц ей не нужен. Эскапизм Элоиз и её желание встретиться с матерью через погружение в жизнь былого Лондона наводят её на верный след - она начинает во снах видеть жизнь девушки по имени Сэнди, которая, как выясняется, жила в этой же комнате в любимых Элоизой 60-х и пыталась снискать славы певицы и танцовщицы.
К большому сожалению Элоиз, блистательные и трогательно добрые 60-е, какими они предстают через песни битлов и россказни тётушки о трёхчасовом прикосновении к этой жизни, на поверку оказываются не менее жестокими - и особенно жестокими для юной доверчивой девушки, которая надеется покорить сцену и оказывается игрушкой в руках мужчин, преследующих свои самые низменные интересы.
Элоиз все глубже погружается в кошмар, в котором довелось жить Сэнди в надежде всё же добиться славы и признания. Понимая, что ничего не может изменить, героиня пытается найти людей и подтверждения событий в реальности, чтобы раскрыть людям глаза на тайны далёкого прошлого.
Так Райт недурно отыгрывает социальную повестку об угнетениях женщин, одновременно разоблачая иллюзию сладких и славных 60-х - возможно, в какой-то мере, и для себя самого. Как минимум здорово, что режиссер выбирает темы, которые трогают его самого - иной вариант всегда проигрышный.
При этом фильм предлагает не только мораль, но и несколько интересных поворотов, в том числе очень недурной твист в финале. В плане картинки, музыки техники всё, конечно, хорошо. МакКенщи отлично справилась с ролью, что касается Тейлор Джой - она никак не укладывается в стандарты красотки того времени, но, в общем-то, известной красоткой она и не становится.
Персонаж Элоиз получается чуть менее интересным, чем тот же персонаж Пегга в "Шоне" - так типичная аутсайдерша, превращающаяся в королеву бала проигрывает классическому неудачнику из такой же глубинки с интересным раскрытием.
В целом, фильм, получился в чем-то затянутым, в чем-то предсказуемым, но он получился. Райту удалось.
Воспоминания
Лиза Джой - фигура не менее значительная в киноиндустрии на сегодня, и основная её слава родом из мира песков, лошадей и ковбойских шляп, а также андроидов, которые могут видеть сны - именно Лиза является основным автором сценария "Мира дикого запада", одного из самых эпичных и при этом умных сериалов современности, продолжателя идей "Бегущего по лезвию" работ Азимова.
В качестве режиссера полнометражного кино Джой выступает дебютанткой. Но снимает она в этом случае по своему же сценарию, который пару лет назад был занесён в особый список востребованных сценариев, и выкуплен скрипт был за шестизначную сумму.
В первую очередь, стоит рассказать о сеттинге, ибо именно это даёт фильму множество красивых планов и эффектных кадров, например кадр тонущего рояля. Итак, в недалёком будущем, Майами из-за глобального потепления превратился в некое подобие Венеции или мира Bioshock - тут все ходят по колено в воде, живут в домах на сваях и плавают на лодках.
Судя по всему, людям не особенно нравится подобный расклад, чем объясняется постоянный приток посетителей в необычном заведении главного героя Ника Баннистера - здесь Ник и его помощница Эмили предоставляют людям возможность перепрожить свои драгоценные моменты из жизни с помощью специальной машины. Люди приходят, чтобы вновь очутиться в объятиях любимых или поиграть с собакой, став ненадолго ребенком.
Однажды в жизни Ника появляется женщина Мэй, которая хочет использовать машину для самой утилитарной цели - вспомнить, куда она положила ключи. Просматривая вместе с пациенткой короткий эпизод её жизни Ник узнает, что Мэй певица, и влюбляется в неё. Короткий роман прерывается внезапным исчезновением Мэй, и Ник вновь и вновь погружается в воспоминания, чтобы быть с ней, но не может найти её в реальности.
Однако, вскоре Ника просят использовать технологии для допроса одного преступника, и в его воспоминаниях Ник видит Мэй. При чём Мэй совсем другую, совсем не ту, что он узнал и полюбил - девушку, которая, как и Сэнди мечтала о славе певицы, но попала в руки нехороших ребят. Ник бросает всё и решает во чтобы то ни стало разобраться и найти Мэй.
"Воспоминания" - яркий пример того, как идея лежащая на поверхности (торговля воспоминаниями) оказывается на поверку не такой простой для экранизации, а сценарий за миллион долларов не даёт нужного эффекта при просмотре кино. Нет, дело не в том, что машина для демонстрации воспоминаний не впечатляет (хотя не очень) или что актеры А-класса играют как-то не так.
Сюжет простоват, многие вещи легко угадываются, финальный посыл неплох, но новым его назвать нельзя, и он тонет в общей канве, как Майами в воде. Да, кстати, о сеттинге - он ничем не оправдан, и это тоже жирный минус для восприятия. Что это - такая социальная канва про экологию? Или что? Я не нашел для себя ответа, зачем было делать город на воде, кроме как "для яркой завлекалочки". Обёртка получилась и вправду неплохой, но начинка оказалась, к сожалению, пресной. Фильм на один раз, но не больше. Жаль, но здесь нет и десятой части умного сценария "Мира дикого запада".
Кислород
Александр Ажа - имя не столь громкое, но хорошо известное, особенно в кругах любителей ужастиков. Его ремейк классического "У холмов есть глаза" на пару с "Хостелом" Элая Рота закрывал нишу сплэттера, подхваченного у Вана с его "Пилой" в середине 2000-х. Кроме "Холмов" Ажа отличился возвращением "Пираний", хоррором "Зеркала" с Кифером Сазерлендом, а также недавно снял неплохой старорежимный триллер "Капкан".
В "Кислороде" Александр, кажется, отошёл от кровавого жанра, сменив его на жанр фантастического триллера. Зато, как и в случае с "Капканом", где героини Каи Скоделарио солировала в кадре почти весь фильм, оказавшись запертой в затопленном подвале лицом к лицу с аллигатором, главная героиня "Кислорода", которая в начале фильма даже не помнит своего имени, в одиночку тянет весь фильм. А за счёт клаустрофобичного пространства - весь фильм героиня проводит в криокапсуле - фильм очень сильно напоминает "Заживо погребенного".
Итак, героиня Мелани Лоран просыпается в криокапсуле, не помня своего имени и своей прошлой жизни. Запуская аудиоинтерфейс встроенного помощника, девушка пытается выяснить, как она попала сюда, почему, и - самое главное - кто она такая. Однако, ответы придут не сразу.
Сначала героиня пытается узнать собственное имя, но получает лишь кодовое название - "биоформа о267". Тут же героиня сталкивается с фактом, который является главным сюжетным движком - запас кислорода, оставленного для пробуждения, строго ограничен, а выбраться наружу девушка сможет лишь узнав пароль администратора. Пока же голосовой помощник "МИЛО" предлагает ей лишь различные успокоительные инъекции и тому подобное.
Скоро с помощью "МИЛО" героиня выясняет своё имя - Лиз - и находит собственные соцсети, которые помогают выяснить несколько фактов, например, то, что она была учёной. Постепенно, к героине возвращаются воспоминания, в которых фигурирует её муж. Героиню посещает мысль позвонить в полицию, и ответивший сотрудник пытается помочь ей, в том числе узнать у представителей компании, разработавшей капсулу, пароль администратора. Однако, офицер отрицает существование человека, которого Лиз считает своим мужем.
Скоро Лиз получает звонок от некой женщины, которая сообщает ей пароль, но вместе с тем выдает факты, которые ведут к пониманию, что от пароля и освобождения из капсулы не будет толка.
В "Кислороде" Ажа заигрался в фантастику, подтянув туда повестку дня о пандемии, и отчасти из-за этого фильм получился несколько предсказуемым, а финал - нарочито фэнтезийным. Некоторые факты открываются слишком рано, а финал оставляют только для демонстрации находчивости Лиз. Впрочем, вовремя подтянутая ещё одна остросоциальная тема даёт неплохой выход эмоций, с которыми Лоран справляется хорошо.
Технически всё сделано ладно, но в плане передачи атмосферы - на мой взгляд, клаустрофобичный ужас передан слабовато. Определенно, можно искать и при желании находить здесь метафоры о рождении, генетической программе и так далее, но в той же "Бегущей в лабиринте" этого куда больше и донесено это куда интереснее.