Аутизм- тяжёлое психическое заболевание, расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Проще говоря, дети, страдающие аутизмом, живут в своём мирке, практически не контактируют с посторонним миром, не смотрят в глаза и не реагируют на окружающих.
Диагностировать аутизм можно по первым признакам уже в раннем детском возрасте, от года до 3 лет. Ребёнок начинает вести себя странно, не "гулит", не произносит слоги, не реагирует на протянутую игрушку или не идёт навстречу протянутым рукам родителей, не откликается на своё имя, часто позже начинает ходить...Есть и много других признаков, на которые, к сожалению, не всегда обращают внимание родители и даже педиатры. Между тем, по статистике последних лет, примерно каждый 160-ый малыш рождается с этим диагнозом.
Причины такого явления до сих пор неизвестны. Дети-аутисты рождаются в семьях вполне здоровых и благополучных родителей, связи с генетикой или перенесенными заболеваниями, прививками и тому подобное, тоже точно не установлены. Экология и стрессы как причинам лишь предположительны. И уж тем более во время беременности поставить диагноз аутизм никак невозможно.
Прошлым летом все СМИ наперебой писали про случай на детской площадке в Питере, где в жилом комплексе элитных домов некая женщина прогоняла с детской площадки группу воспитателей с 10 детьми-аутистами. По рассказам этой женщины, она гуляла с внучкой и ей помешали крики и неадекватное поведение больных детей, в результате чего ей пришлось прогонять их со скандалом.
В прессе время от времени проскакивают такие вот публичные скандалы, например, случай с сестрой актрисы Водонаевой, которую не пустили в кафе, случай в бассейне, где крики ребёнка-аутиста, занимавшегося с тренером, помешали некой даме, разместивший в Сторис гневный пост...
Между тем, на западе ныне в моде инклюзия, то есть люди с особенностями ментального поведения, к коим можно отнести и с синдромом Дауна, и аутистов, и прочих, живут, учатся и отдыхают рядом с людьми обычными, не вызывая ни у кого никаких негативных последствий. Во всяком случае, там, мягко говоря, не принято отвергать таких людей и как-то выражать своё неудовольствие от общения с ними.
Мало кто знает, что, в отличие от нашей страны, там, в Европах, например, каждому такому особенному ребёнку или взрослому положен тьютор, то есть человек, обязанный следить за его поведением, безопасностью и помогать во всем остальном, например, в школе во время уроков, на прогулке или в общественном месте.
У нас чаще всего роль тьютора выполняют сами родители, хотя институт тьюторства существует и у нас. Правда, редко кому выпадает такая привилегия, как помощь этого самого помощника. Даже реабилитация ментально больных детей у нас налажена крайне слабо. Есть, конечно, всевозможные фонды и специализированные организации для аутистов, где оказывается реальная помощь.
Но далеко не все могут ей воспользоваться, она не всегда бесплатная, а денег в семье с больным ребенком как правило нет. Мать вынуждена уйти с работы, зарплата отца, если он не сбежал из семьи, что не редкость, и пособия едва хватает на лекарства и предметы ухода, на специалистов - врачей, массажи и прочее. Того, что можно получить бесплатно, явно не хватает, необходимо дополнительное обследование, часто в маленьких городах или сельской местности и вовсе нет специалистов в подобной области.
В результате всего этого и учитывая заболевание ребёнка, его особенности, в семьях таких детей редко бывают гости, сами они тоже практически никуда не выбираются, разве что на прогулку или в поликлинику. Родители измотаны и испытывают чувство потери, депрессии и нервное напряжение.
Должны ли аутисты соприкасаться и взаимодействовать с обычными людьми? Стоит ли таких детей брать в обычную школу, в класс, где учатся здоровые дети, пусть и с участием матери, отца или тьютора? Как присутствие такого ребенка повлияет на психику других детей? Позитивно ли это? Ведь примерно в 2/3 случаев среди аутистов нередки приступы агрессии, не говоря уж просто про неадекватное, относительно нормального, поведение?
И уж совсем не понимаю тех, кто считает их вполне здоровыми, но "особенными". Болезнь нельзя отрицать и замалчивать, так и до беды недолго. Я не исключаю общения аутистов с людьми здоровыми, их нельзя изолировать и запирать в неких резервациях, это жестоко и абсолютно непродуктивно. Я лишь за то, чтобы за ними был дОлжный присмотр и контроль. Не знаю, будет ли толк ребенку-аутисту в обычном классе, без специального к нему подхода, вероятно, нет. Конечно, необходимо учитывать и степень заболевания.
Однако такие люди имеют место быть в нашей жизни, и замалчивать такую проблему невозможно. Терпимость и толерантность тоже имеют свои границы, я за разумный подход. И, конечно же, за терпимость и взаимное уважение друг друга. Всем здоровья, друзья!