Найти в Дзене
Ликбез

Как помочь ребёнку по русскому языку дома? 5 класс.

ЛИКБЕЗ Занятие 1. Как помочь ребёнку по русскому языку дома? Безударная гласная. 5 класс Цель: помочь пятикласснику стать грамотным. Задачи: 1) Рассказать о некоторых психолого - педагогических особенностях возраста обучающихся в 5 классе. 2) Как организовать работу над безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Вспомним термины:безударная гласная, однокоренные слова, проверочное слово, орфограмма, рифмовка, морфема корня, алгоритм действий, авторская позиция. Русский язык всегда был трудным школьным предметом. Это сложная дисциплина, требующая большого труда, усидчивости, внимания. Но именно наше время преподнесло такое явление, как дистанционное обучение, которое совсем не способствует «дружбе» с данным предметом, как, собственно, и с любым другим. Как же помочь своему ребёнку дома по русскому языку? По меркам дня сегодняшнего сделать это просто: пригласить репетитора. Однако есть и другой путь, более продуктивный в плане общения с ребёнком, в плане воспитания его языково

ЛИКБЕЗ

Занятие 1. Как помочь ребёнку по русскому языку дома? Безударная гласная. 5 класс

Цель: помочь пятикласснику стать грамотным.

Задачи:

1) Рассказать о некоторых психолого - педагогических особенностях возраста обучающихся в 5 классе.

2) Как организовать работу над безударной гласной в корне, проверяемой ударением?

Вспомним термины:безударная гласная, однокоренные слова, проверочное слово, орфограмма, рифмовка, морфема корня, алгоритм действий, авторская позиция.

Русский язык всегда был трудным школьным предметом. Это сложная дисциплина, требующая большого труда, усидчивости, внимания. Но именно наше время преподнесло такое явление, как дистанционное обучение, которое совсем не способствует «дружбе» с данным предметом, как, собственно, и с любым другим. Как же помочь своему ребёнку дома по русскому языку? По меркам дня сегодняшнего сделать это просто: пригласить репетитора. Однако есть и другой путь, более продуктивный в плане общения с ребёнком, в плане воспитания его языковой культуры.

Сегодня мы будем говорить о том, как сами родители смогут помочь ребёнку, обучающемуся в 5 классе, в изучении русского языка.

Сразу нужно сказать, что пятиклассникам предстоит пройти психологически сложный период: им нужно привыкнуть, приспособиться к тем новым условиям, в которые они попали: это и кабинетная система школы, в началке они сидели в одном кабинете со своей любимой, конечно же, учительницей; привыкнуть к методике ведения каждого урока, к манере общения, даже к голосу сразу нескольких учителей, особенности требований которых нередко существенно отличаются от того, что было раньше в их школьной жизни. Возрастает темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают. Появляются новые предметы, а следовательно, возрастает и объём проделанного на уроке и дома. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. Другими словами, у пятиклассника должна произойти адаптация, и родители могут существенно помочь в этом.

Именно в этот период успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудности и усталость, куда-то пропадает старательность и аккуратность: они уже не записывают задания в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. И это ещё одна причина для того, чтобы проводить с ребёнком как можно больше времени и помочь ему в преодолении кризиса возраста.

Как же быстро и эффективно организовать помощь пятикласснику по русскому языку? Здесь необходимо сразу оговориться, что систематически заставлять, принуждать к упражнениям - нельзя. Давно известно, что принуждение чревато многими отрицательными последствиями: в наиболее тяжёлых случаях оно приводит к семейным конфликтам, в лёгких – ребёнок выполняет требуемое, но не приобретает никакого вкуса к навязанному силой материалу. Поэтому мы будем стремиться к занятиям с игровыми элементами, которые, конечно же, помогут приблизить пятиклассника к предмету и окажут большое положительное влияние на усвоение знаний русского и даже на умственное развитие школьника.

Чтобы верно понимать правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен обладать целым рядом общих умений. Одно из таких умений – это мгновенно вспомнить нужные слова, то есть тренировать языковую «готовность памяти». Согласитесь, что оно необходимо для проверки правописания безударной гласной и согласной в корне слова, чтобы быстро подобрать проверочное, или, например, найти синоним, чтобы объяснить слитное – раздельное правописание частицы НЕ. И таких правил в языке множество. С чего же начать эту работу, чтоб ваш ребёнок не лез за словом в карман?

А начните с малого: поиграйте на досуге в города: вспомните названия населённых пунктов (имён, названий животных…) и по последней букве придумайте новое название города: Москва – Анадырь - Рига – Астрахань…; или устройте соревнование, кто больше назовёт слов, читающихся одинаково как с его начала, так и с конца: дед, потоп, шалаш, наган, топот, довод, заказ, доход, мадам, казак, боб; оно, тот; лишил, учу, тащат, лил; нежен. Удивите ребёнка термином, который обозначает это явление в языке. Это ПАЛИНДРОМ. Можно сказать, что в нашем языке можно встретить целые предложения, созданные по этому принципу, и даже целые стихотворения. Пример подобного предложения: «Лёша на полке клопа нашёл», «Искать такси», «Лидер бредил». Попробуйте вместе создать такое же.

Начните и другое соревнование: на листе бумаги напишите длинное слово, из которого из различных комбинаций букв, входящих в него, составьте как можно больше других слов.

Удивительна живучесть этих игр, переходящих из поколения в поколение, именно она свидетельствует об их необходимости для умственного развития детей: играя, наши дети тренируют умение быстро вспоминать нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

Большое затруднение всегда вызывала и вызывает проверка безударной гласной в корне слова, тем более, если ребёнок только в 5 классе. И здесь вновь необходимо умение быстро найти проверочное слово. В диктанте для 5 класса по нормам ФГОС должно быть 90-100 слов. В нём может быть до 30 слов с безударной гласной, которая требует проверки путём подбора родственных слов. Если для этого нужны долгие раздумья над каждым написанием, то просто невозможно успеть произвести все нужные проверки. Причём часто так бывает, что школьник правило знает, если его спросить отдельно от диктанта, но умение быстро находить нужное не сформировано, и школьник допускает ошибки. Повторяю, именно не умея быстро подобрать проверочное. Как помочь ребёнку в этом случае?

Упражнение 1.

Не спешите сажать пятиклассника за стол и заставлять его писать словарные диктанты. Попробуем вновь в игровой форме научить его быстро подбирать проверочные слова. И сделаем это так. Сядьте напротив друг друга, возьмите мяч и, бросая его ребёнку, назовите при этом слово с безударной гласной. Школьник, поймав мяч, бросает его вам, называя проверочное. Этим упражнением оттачивается не только умение быстро находить нужное слово, но и формируется мгновенная реакция, столь необходимая в жизни.

Словарные диктанты.

Гора, скала, река, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число, коза, овца, спина, страна, волна, бревно, моря, двор, полянка.

Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, жара, паруса, смельчак, весельчак.

Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.

Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок, горнист, танкист, теннисист.

Ночной, большой, вершина, площадка, крольчата, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит, промерзает, смочить.

Вишневые сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, удивительное дело, обрамлять рисунок, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.

Гостил, дарил, платил, ласкал, сорил, возил, шагал, свистел, светил, кормил, бежал, читал, сказал, стоял, написал, очищал, заплатил, звонил.

Большое очарование, зелёная берёзка, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, летела ворона, резьба по дереву, далеко в долину.

Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны.

Валить деревья, бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, замерзать от холода, скрипят сапоги.

Проработав каждую строку с ребёнком устно, стремитесь сделать вывод: как же подбирается проверочное? Какие его формы могут использоваться в качестве проверочных? Например, в первой строчке проверочное чаще всего употребляется в форме множественного числа (гора – гОрки, скала – скАлы, коза – кОзы, овца - Овцы), в третьей ими становятся прилагательные (осень – осЕнний, зима - зИмний), в четвёртой и пятой строчках отбрасываются морфемы окончания или суффикса, а проверочное - корень слова ( сады –сАд, поля – пОле, лесок – лЕс, цветок - цвЕт).

Сколько слов взять для одной игры? Смотрите на реакцию ребёнка: устал, теряется – можно ограничиться одной строчкой. Можно ли данные слова записывать? Конечно, можно, если понимаете, что ваш ребёнок с заданием справится.

Упражнение 2.

БОльшую трудность вызывают у ребёнка слова с двумя безударными гласными в корне. Если он теряется, ему трудно подобрать сразу два проверочных, то можно на первых порах предложить, что одно слово подбирает взрослый уже после того, как пятиклассник определился с подбором своего проверочного. По желанию можно также перебрасывать мяч, называя родственное слово. Если таким образом «поиграть в слова» несколько раз, то вы скоро заметите, что называть проверочные вам уже нет необходимости. Ребёнок с удовольствием сделает это сам.

Образец:береговой - бЕрег, поберЕжье.

Береговой, борода, борозда, вечереть, волосок, дорогой, заговорить, золотой, колоситься, молодой, плодовитый, соколиный, сторона, трепетать.

Упражнение 3.

Когда ребёнок начнёт бегло подбирать проверочные, можно задание усложнить и предложить для работы слова, в которых правописание гласной в корне будет зависеть от лексического значения. В этом задании важно не просто подобрать родственное, но и составить словосочетание с ним, чтобы лексическое значение стало прозрачным. Выполнение данного задания может быть и письменным, и устным в зависимости от подготовки ребёнка.

Образец:спешите (спЕшка) на берег, спишите (спИшет) текст.

М..чи, отв..рить, л..са. ч..стота, пос..дел, зап..вать, выж..ть, прим..рять, ст..рожил, пол..скать, об..жать,сл..зал, посв..тить, разр..дить, разв..вается.

Упражнение 4.

Возраст пятиклассников позволяет использовать на практике рифмовки, связанные с тем или иным правилом орфографии. Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Они коротки и непритязательны, придают упражнениям привлекательный характер. Как известно, понятие ритма универсально, межпредметно, организуя словесное пространство, ритм способствует быстрому запоминанию. Рифмовки доступно объясняют само правило, а также развивают память. Общеизвестно, что подобные «стишки» сохраняются в ней чрезвычайно долго, пока не будут переданы уже своим детям. Большое количество рифмовок можно найти в книге Н.М. Бетеньковой «Орфография, грамматика – в рифмах занимательных», «Грамматика в стихах».

Объяснить слова толково

нам поможет корень слова.

Он поможет нам понять,

Как же слово написать.

Или:

Безударный гласный,

Стоп! Писать опасно!

Чтоб развеять все сомнения,

ставьте звук под ударение:

гора – горы, дела – дело,

а теперь пишите смело.

Данные рифмовки нужно прочитать орфографически, то есть строго по слогам, так, как они пишутся, выделив в них слова с безударной гласной корня, устно подобрать к ним проверочные. Затем провести беседу:

- С чего следует начать работу, чтобы проверить, есть ли в слове безударная гласная? Графически обозначить морфему корня.

- Что помогает нам увидеть безударную гласную в корне? Ударение.

- Как можно проверить эту гласную?Подобрать однокоренное слово так, чтоб эта гласная была под ударением.

После беседы предложите ребёнку составить алгоритм действия. Он может быть таким.

Алгоритм проверки орфограммы

«Проверяемые безударные гласные в корне слова».

  1. Выделите в слове морфему корня.
  2. Поставьте в слове ударение и подчеркните ту гласную (но их может быть и несколько), на которую ударение НЕ падает. Это и есть безударная гласная корня, которую надо проверить.
  3. Подбери однокоренное слово (слова) так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Когда ребёнок выучит рифмовку, расскажет, предложите ему записать её по памяти. Это письмо по памяти будет прекрасным приёмом для закрепления пройденного материала. Написанное сверить; если есть ошибки, объяснить их и вновь написать. Подобное запоминание будет долговременным.

Упражнение 5.

Главное во всей нашей работе – выработать орфографическую зоркость, о чём более подробно мы будем говорить на следующем занятии. Какова роль рифмовок в выработке этого навыка? Самая непосредственная. Предложите своему ребёнку рифмовку с ошибками на безударную гласную, где необходимо их найти и обезвредить. Как? Конечно же, подобрать проверочные слова, а лучше несколько однокоренных. Тексты подобных рифмовок необходимо напечатать, чтобы ребёнок благополучно увидел ошибки и исправил их. В этом упражнении используется элементы какографии, так этот приём называется в методике языка.

Грустные вести.

1. Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря от Мишки…

« Здесь чудный лук, и я лижу», -

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый прут

На днях в лесу нашёл ягрусть и

Очень был доволен…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо «подлечить»:

Заставить правила учить… (А. Шибаев)

Уверена, что пятиклассник с большим удовольствием найдёт ошибки в употреблении безударной гласной, подобрав к этим словам по несколько слов родственных. Можно предложить после работы над ошибками стихи выучить, а затем вновь обратиться к письму по памяти.

Здесь будет уместен вопрос об авторской позиции, он не покажется ребёнку сложным при всей его серьёзности. Спросите: как же автор относится к грамотею? По каким признакам ты понял авторскую позицию? Данный вопрос чрезвычайно важен для понимания смысла всего стихотворения. Ответ, думаю, не затруднит ребёнка. Во – первых, слово «подлечить» взято в кавычки, а это значит, что оно употребляется в переносном значении. Во – вторых, это не письмо от Мишки, а «письмишко». Уменьшительно – ласкательный суффикс –ИШК- тоже передаёт авторскую позицию, подчёркивая тем самым всю несерьёзность этого послания. Это не письмо, а всего лишь «письмишко». Чувствуете в этом слове и некоторую усмешку, иронию, и даже некое пренебрежение, связанное, наверное, с большим количеством ошибок, точнее, с безграмотностью Мишки. Выяснив всё это с ребёнком, считайте, что первый камень в анализ текста мы с вами только что положили, узнав об авторской позиции.

2. Здесь ошибки отыщите,
В чем причина их скажите:
«лыжы мы купили,
полыжне ходили,
да не
накотались,
лыжы вдрук сламались

В последней рифмовке предложите ребёнку ошибки классифицировать, спросив у него, все ли ошибки связаны с правописанием безударной гласной в корне. Правила правописания ЖИ-ШИ (лыжи), предлога с именами существительными (по лыжне) и звонких и глухих согласных (вдруг) известны из начальной школы, поэтому ошибки будут легко обнаружены.

На базе таких рифмовок можно проводить зрительные, зрительно-слуховые диктанты, письмо по памяти, комментированное письмо, проверочные работы. Используя рифмовки, мы, действительно, развиваем слуховые и зрительные восприятия. Но более подробно об этом на следующем занятии.

Список литературы

1.Александрова, Г. Занимательный русский язык. Серия «Нескучный учебник». Санкт – Петербур.: Тригон, 1998.

2.Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.

3.​ Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и др. – М.: Педагогика, 1991.

4. Васильевых И. П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык. 5 класс». – М. Мнемозина, 2008.

5. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 класс. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

6. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

7.Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение, 1992.