Более века назад кончилась Первая Мировая война. Началась эта суровая бойня, как и полагается, из-за террориста. С тех пор все войны начинаются из-за террористов или иных прохиндеев - тренд такой. Более того, разжигателем для Первой Мировой стал некий Гаврила Принцип. Поэтому все последующие войны велись из-за принципов. Это тоже тренд. Из-за денег воюют только лохи и специально обученные наемники.
Для нашей державы завершение Первой Мировой особого смысла не несет и значения не имеет - по сравнению с мировой революцией эта вошь лобковая. Брестский мир, конечно же, обзывают позорным, но это всего лишь вкусовщина. У большевиков были наиважнейшие задачи - отжать и удержать власть. Это было нужнее. Тогда было время нужников и страстей выгребной ямы. Выплеснулась отъявленная "золотая рота".
Но так случилось, что Первая Мировая война стала источником вдохновения для мастеров мировой культуры. Забугорных, естественно. Культуртрегеры державы в то время экстренно пытались гражданскую войну оценить. И из кожи вон лезли, чтобы их самих оценили. По достоинству и в денежном выражении. Всем жрать всегда хочется.
Но в любом случае все тогдашние мастера культуры постарались отметиться вокруг этой войны. Французы, англичане, немцы и подданные США. У мастеров получались одноообразно: дерьмо, мягко говоря, в окопах и кишки наружу. И слишком много пацифизма. Гламур и стоны при луне. Депрессия без взглядов на будущее.
Потом среди мастеров были разборки и некто Горький вопрошал "С кем вы, мастера культуры?", упрекая и нескромно намекая насчет того, что "не будет преувеличением, если сказать, что пресса Европы и Америки усердно и почти исключительно занимается делом понижения культурного уровня своих читателей, - уровня и без ее помощи низкого". Подонки, короче. Горький был специалист по подонкам и даже написал про это исследование "На дне". Про водолазов, надо полагать. Производственный, вероятно, роман.
Но пока все эти мастера суетились и всяко изощрялись вокруг Первой Мировой, Ярослав Гашек создал лучший роман про всю эту гнусную историю. Роман на все века. В противовес гуманистическим нытьям и катаньям.
А надо сказать, что Гашек был чехословацкий славянин бывшего австро-венгерского подданства и даже русско-революционный комиссар. Вот что значит блеск единственно-верной идеологии и истинное братство народов! Образ высокопатриотичного и бравого солдата Швейка - главный добрый итог всей Первой Мировой. Наиболее добрый итог.
Все прочее - это мифы, господа. И даже сейчас, в прагматичные и меркантильные времена пошлого унылого постмодернизма, мифы - единственный реальный продукт человечества. Тем и живем.