Сильмариллион — название, которое полгода назад вызывало у меня страх брать эту книгу в руки. Сейчас, когда последняя страница давно дочитана, а книга заняла своё почётное место на полке, оно скорее пробуждает трепет и восхищение.
О Сильме, как я ласково называю эту книгу, я узнала от подруги, большой поклонницы легендариума Толкина. К своему стыду, до этого я не знала, что в этой вселенной написано что-то кроме Властелина колец и Хоббита. Подруга описала Сильму, как нечто очень интересное, но со сложным слогом и повествованием, через которое нужно продираться. И без того книгу брать в руки было страшновато, так я ещё и, видимо в попытках потешить своё тщеславие, выбрала язык оригинала. Стоит ли говорить, что две недели чтения выдались ... интересными.
Собраться с мыслями после такого эпичного произведения было сложно, и заняло у меня пару дней. Монументальность, детальность и продуманность этой книги до сих пор порой отказываются укладываться в голове. Честно признаюсь, эта грандиозность и этот масштаб в определенный момент вызвали потерю интереса. Огромное количество имен, названий мест, предметов, событий, зачастую представленные на нескольких языках, а также временные рамки, которые эта книга охватывает, — это напряженная работа для мозга. Мне пришлось писать двенадцатистраничный конспект, чтобы хоть как-то держать в голове, что к чему и зачем. Добавьте к этому неродной язык и речитативный, почти библейский слог, и моя временная потеря интереса найдёт себе достойное оправдание. Рада, однако, что смогла найти в себе силы и снова взять книгу в руки. Последние 150–200 страниц, когда сюжет с дикой скоростью неумолимо двигался к чему-то знакомому, я буквально проглотила.
Сложные книги создают парадокс: продираться через них зачастую неприятно, из-за чего то и дело ловишь себя на мелочной мысли “а может, ну его к лешему?”, но после того, как последняя страница прочитана, ничего менее энергозатратного читать уже не получается. Скучно попросту. Так что мои и без того высокие требования к литературе (особенно фэнтезийной) после Сильмы совсем взлетели до небес.
Жалею, правда, что не прочла эту книгу до Властелина колец и Хоббита. Многое в последних имело бы для меня больший смысл. Хотя и в самой Сильме, уверена, я многое пропустила и многого недопоняла. Восприму это просто, как повод вернуться в этот удивительный мир ещё раз.