Непосредственно в военное время искусство всегда отступает на второй план. Вперед выдвигаются куда более жестокие и насущные вопросы. Но даже в самые тяжелейшие периоды творчество продолжается. Так, итальянские кинематографисты Роберто Росселлини, Федерико Феллини и Серджио Амадеи в 1944-м году начали разработку фильма, в будущем получившего название "Рим - открытый город".
Италия к середине 40-х годов уже два с лишним десятилетия находится под властью фашистов, а с 1943-го еще и под оккупацией немецких войск. Кругом разруха, репрессии и полная деморализация. У вермахта то и дело происходят кровавые стычки с итальянскими партизанами, пестрый состав которых включал широкую коалицию от коммунистов и анархистов до либералов и демократов.
Эпизод гибели католического священника Джузеппе Морозини, помогавшего партизанам, сподвиг Росселлини объединиться с коллегами, чтобы через кино поведать об истории героического противостояния итальянского народа фашизму и нацизму. Сначала планировался документальный фильм, но в итоге проект трансформировался в художественный. Между тем Феллини не слишком одобрял тактику движения Сопротивления, поэтому загорелся сценарием чуть позже.
Само производство началось уже после ухода немецких войск. К этому моменту итальянская киноиндустрия была практически полностью уничтожена. Павильоны студии Cinecitta оказались реквизированы подразделениями союзников.
В итоге Роберто Росселлини вместе с командой пришлось с крайне ограниченным бюджетом (в который вложился торговец шерстью Альдо Вентурини) выходить на улицы, в реальные квартиры и снимать Рим, каким он был. Стараясь подчеркнуть "народность" эстетики, режиссер взял массу непрофессиональных актеров, сделав исключение лишь для некоторых главных исполнителей (Анны Маньяни и Альдо Фабрици, например).
В результате в 1945-м году на свет появился первый фильм так называемого итальянского неореализма, ставшего одним из наиболее влиятельных и демократических движений в истории кино.