Продолжая цикл о прекрасных героинях советской мультипликации, я задалась вопросом, а нужно ли это сегодняшним читателям?
Как оказалось, некоторые родители, особенно молодые, считают, что советские мультфильмы, как и вообще все сделанное в гораздо более ранние периоды, утратило свою актуальность для воспитания. На мой взгляд достаточно спорное утверждение. Ведь так получается, что и в музеи ходить не нужно, и театр стоит посещать только ради современных пьес.
Все остальное - "прошлый век"! А то и позапрошлый. Сейчас детям это уже не нужно и не интересно. У них другие реалии.
Однако все созданное человеком само рассказывает, какой путь становления прошел человек. Как он развивал свое видение красоты, как осваивал мир и учился миролюбиво взаимодействовать с другими людьми. Но ведь каждый ребенок рождается, не имея за спиной всего багажа культуры, которым обладает человечество, и который необходим, чтобы поддерживать сегодняшний уровень цивилизации. Разве сегодняшним детям не нужно прививать умение видеть прекрасное, понимать и ценить человеческие отношения, чутко реагировать на чужую боль и беду? Разве не нужно объяснять, что благородный, добрый, честный человек проживет свою жизнь лучше, достойнее, чем низкий подлец? Разве не нужно им знать, что такое настоящая любовь между людьми, и как ее нужно оберегать?
Сегодняшние высокотехнологичные мультики почти не затрагивают струны детской души, которые за все это отвечают. Кроме того, ни среда, ни родители не дают ответ на запрос ребенка об основах человеческой культуры. Эмоциональная, культурная зрелость среди современной молодежи уже становится редкостью.
А вот в советских мультфильмах воспитание эмоций, личностных качеств всегда ставилось на первое место. Именно поэтому наряду с современными практически актуальными мультфильмами ребенку обязательно нужно показывать старые, добрые шедевры мультипликации.
И два таких шедевра, в которых как раз и рассматривается становление человека, в сегодняшнем обзоре.
1. Двенадцать месяцев 1956 год
Этот мультфильм - еще одно детище И. Иванова-Вано. И читатель может не сомневаться: оно так же великолепно, как и все предыдущие. А в чем-то даже лучше, многограннее, заостреннее и впечатляюще, поскольку мастер накапливает опыт, вводит оригинальные приемы и решения.
Авторы простыми словами наталкивают зрителя на глубокие размышления о человеке, тонко раскрывают жизненные установки героев и предлагают самому дать оценку этим установкам.
Можно без преувеличения сказать, что творения Иванова-Вано вошли в мир с громким требованием изменить его, и это удалось! С тех пор мир уже никогда не будет прежним, а значит эти произведения будут вечно и уже никогда не исчезнут.
Особую роль в мультфильме играет музыка. Это отражение чувств гнездящихся в глубине каждого человека и стремящихся найти путь к другим людям.
Но вернемся к теме цикла. В этом мультфильме не одна, а несколько героинь, о которых хочется поговорить. Но начнем по порядку. Первой мы встречаем в лесу девочку сироту, которую мачеха послала за хворостом. В кратком разговоре падчерица проявляет себя как чуткий и добрый человек:
- Значит и королева у нас сирота? Жалко ее...
Следующая героиня самая что ни на есть настоящая прекрасная принцесса, то есть королева да еще с характером!
- Я издам новый закон природы!
- Па-ми-ла-вать... каз-нить... Лучше напишу казнить, это короче.
Мила, что и говорить... Но... Впрочем не все еще потеряно...
Встречаясь, и получая новый опыт, девочки обретают новый взгляд на мир. И каждая получает свой шанс что-то изменить в себе и своей жизни.
И третья героиня мультфильма, которую нельзя обойти, это сводная сестра падчерицы.
Что уж тут описывать... Это нужно видеть.
Вот такой вот маленький рейтинг получился. А вы за кого проголосуете?
2. Снежная королева 1957 год
Мультфильм снят Львом Атамановым на студии Союзмультфильм. В ленте используются стихи прекрасного поэта Николая Заболоцкого. Чудесная рисовка и внимание к деталям делает мультик подходящим для любого возраста.
И опять у нас два образа, о которых обязательно нужно рассказать. Первая - это, конечно, Герда. Хрупкая, кроткая и добрая девочка.
Но завязка фильма происходит не благодаря ей. А благодаря ее другу, бойкому мальчишке Каю. В приступе бахвальства и поддаваясь мальчишескому неистовству Кай незримо вступает в контакт со Снежной королевой, и та его похищает.
Бедная Герда не может бросить друга в беде и отправляется его искать. В пути она проходит множество испытаний, ее дух и тело закаляются. Она почти гибнет, но снова вступает в бой полностью преобразившись!
Спорим, что вы не вспомнили бы из какого мультфильма эта #принцесса, если бы увидели где-нибудь вне контекста.
А вот еще одна колоритная героиня. Предводительница разбойничьей банды. Та еще красотка!
Герда - самый сильный персонаж всего хоровода принцесс советских мультфильмов. Даже героиня "Диких лебедей" сильно уступает Герде в силе духа и стойкости.
А посмотрите, какими камушками играет Кай! Вам ничего не напоминают эти символы? Мне так сильно напоминают знак радиационной опасности. Да, человек играет в опасные игрушки.
Ну а что же Снежная королева?
А Снежная королева - это самое настоящее зло... Зло воплощенное в идее холода (хотя холод сам по себе не есть зло), умирания человеческих чувств. Холодный разум не может даже сложить слово "Вечность" согласно Андерсену.
При этом только от человека зависит впустить это воплощенное зло холодной бесчеловечности в себя или нет, своей воли оно, пожалуй, не имеет. Именно потому Снежная королева так легко сдается и отпускает детей...
Кай впустил зло в себя, и Герде стоило больших трудов его выручить. Посмотрите сцену, где она прогоняет Снежную королеву. Ведь на самом деле она защищает Кая от него самого. И как хорошо, что она побеждает. Это внушает надежду относительно будущего человечества.
Но все же, надо признать, что соблазн велик.
Вот такие сегодня героини и интерпретации.
Не лишайте своих детей радости быть чуткими, отзывчивыми, добрыми и бескорыстными. Ведь только такие люди обладают подлинным человеческим счастьем.
Спасибо!