Sanctio — это слово, лязгающее, словно плохо прикрепленный лист железа, скоро будет знакомо даже малым детям — ведь последствия, объявленных западным миром против России, уже лишили детвору привычных лакомств, развлечений и игрушек — фильмов Диснея, любимых шоколадок, игрушек "Лего" и походов в Макдональдс.
Взрослые люди, которых называют экономистами и аналитиками, пророчат России еще более грозные последствия, которые обрушат нашу экономику минимум на полвека назад. И все-таки насколько опасны введенные против нас ограничения? И какие из них можно назвать "термоядерными", способными, как выразился один ушедший в отставку политик, окончательно порвать российскую экономику в клочья?
5. Углеводороды
Перво-наперво наши "дорогие партнеры" грозят, что вот-вот перестанут покупать у России уголь, нефть и газ. Соответствующие решения уже приняли США и Великобритания, но большинство стран Европы готова отложить это решение на потом. Слишком зависят и рядовые граждане и национальная промышленность от российских энергоресурсов. И все-таки пренебрегать этим риском в перспективе ближайших лет не следует — наши давние покупатели активно ищут альтернативные предложения, а кто ищет, тот непременно до чего-нибудь докопается. Вдобавок некоторые заокеанские политики уже сейчас призывают своих граждан мерзнуть зимой или задыхаться летом от жары, чтобы не потреблять электричество и досадить этим зловредным русским!
4. Платежные системы
"Не будете слушаться - отключим SWIFT!" — пугали нас с вами добрых восемь лет. Речь шла о системе "быстрых" банковских платежей, сменивших устаревшие громоздкие телетайпы. И вот эта угроза выполнена, вдобавок счета ряда российских банков заблокированы. В результате российские компании не могут оплатить даже заказанные ранее товары, в то время как зарубежные акционеры не могут получить дивиденды российских предприятий. Так что эта мера действует в обе стороны.
3. Западные компании
Не менее серьезный удар — уход с российского рынка зарубежных компаний, закрывающих вдобавок свои производства. И если уход "Кока-колы" и "Макдональдса" мы как-нибудь переживем, хотя "наших" людей, которые останутся из-за этого без работы, очень и очень жаль, то уход автомобильных компаний или предприятий, выпускающих различное промышленное оборудование — это очень болезненная потеря, а об уходе производителей лекарств страшно даже думать.
Правда, некоторые из "беглецов" уже вернулись, переписав при этом ценники. Но кто знает, не развернутся ли они в обратном направлении, чтобы угодить своим политикам и деловым партнерам? Кто спрогнозирует их поведение, непредсказуемое, словно апрельская погода или поступки капризной барышни?
2. Перекрытие торговых путей
Отчасти они уже работают — ведь нашим самолетам закрыли небо в Европе и в США, лишив их вдобавок запчастей, а сейчас наши "дорогие друзья" грозятся закрыть порты для кораблей под российским флагом. Но эта мера тоже обоюдоострая — благодаря ответному решению самолетам Европы теперь приходится летать чуть ли не через Северный полюс и жечь дорогущий бензин.
Словом, экономическая война — это ожесточенная бомбежка, осколки от которой разлетаются в разные стороны, не различая "своих" и "чужих", правых и виноватых. И вот заграничные фермеры хватаются за голову от стоимости топлива и удобрений, а наш бизнес — от перспективы остаться без многих товаров, которые не производятся в России, включая комплектующие и расходники.
И здесь многое зависит от того, кто окажется изобретательнее и хитрей и от того, кто кого переиграет. И на той, и на другой стороне хватает граждан, готовых кричать "Ура!" при малейших проблемах у геополитических противников, и плакальщиков, повторяющих в полном отчаянии: "У нас все пропало" и готовых выкинуть белый флаг.
1. Культурные и спортивные ограничения
Ну и наконец — это и информационная война, и на этом фронте просвета не предвидится. Слишком много друзей и даже родственников, живущих по разные стороны границы, разругались за эти недели насмерть. Надеюсь, что не навсегда.
И лично мне очень неприятно видеть, как наших мужественных спортсменов изгоняют с Паралимпиады, а мировые музеи и театры разрывают отношения то с Большим театром, то с Мариинкой, то с Эрмитажем. Вдобавок часть ценных экспонатов наших музеев оказалась на выставках за границей. Увидим ли мы их снова или же они станут трофеями новой "холодной войны", разгорающейся все жарче и жарче?
А вы, друзья мои, как считаете?