Найти тему
Шпионские страсти

Как сделать врагами лояльное к новой власти население.

1941-1944 годы
Прибалтика

Когда с началом Великой Отечественной войны Красной Армии пришлось оставить территорию Прибалтики, на которую вступили немецкие войска, значительная часть местного населения очень лояльно отнеслась к приходу немецких войск и установлению немецкого порядка в Прибалтике.

Однако, руководство Рейха в управлении Прибалтикой допустило ряд грубых ошибок.

Это было связано с позицией самого А. Гитлера, а также с позицией представителей Рейха на территории Прибалтики.

По плану немцев создавался Остланд, как часть германской империи, в который должны были войти территории Литвы, Латвии, Эстонии, части Белоруссии, часть Ленинградской области. Планировалось переселить на эту территорию немцев, зачистив ее от местных. Первая волна переселенцев в 200 тысяч человек из жителей Вестфалии и Бадена была уже подготовлена к переселению, когда наступление Красной Армии перечеркнуло эти планы. Местные подлежали ассимиляции. Те, кто не мог быть ассимилирован, планировались к полному выселению из Остланда для работы на промышленных предприятиях Рейха.

Все попытки местных пронемецки настроенных лидеров латышей, литовцев, эстонцев создать местное самоуправление и крупные воинские части, которые бы сражались на фронте против Красной Армии, отклонялись. Последнее было обосновано. Как заметил А. Гитлер на просьбу латышских представителей создать 1-2 корпуса из латышей для посылки их на фронт: этого нельзя делать, так как после войны это приведет к политическим требованиям со стороны латышей.

Управленцам Рейха в Остланде рекомендовалось избегать создавать полноценные воинские формирования из представителей народов Прибалтики, «Однако следует формировать возможно большее количество охранных батальонов для несения службы на оккупированной русской территории».

Что касается прочих просьб местных националистов, которые служили Рейху, они объяснились личной неприязнью А. Гитлера и многих его ставленников из немцев к жителям Прибалтики.

А. Гитлер, Г. Гиммлер ненавидели эстонцев и латышей за их негативное отношение к «фрайкоровцам», немецким ополченцам, сражавшимся против Красной Армии в 1919 году; за поддержку Советской власти в 1919 и 1939 годах, за суровую и безвозмездную конфискацию имущества прибалтийских немцев во время независимости Латвии, и т.д.

Розенберг на скамье подсудимых в Нюрнберге
Розенберг на скамье подсудимых в Нюрнберге

Альфред Розенберг, уроженец Ревеля (Таллина), выходец из прибалтийских немцев, курировавший Министерство Остланда, придерживался позиции прибалтийских немцев, которые смотрели на население Прибалтики как на рабов и неполноценных людей.

Имперский комиссар Лозе всячески способствовал возвращению в Прибалтику прибалтийских немцев из Германии, потому что их отношение к местному населению, как к рабам, совпадало с его собственным.

"Ылита" оккупационного аппарата. Слева направо: Дрекслер, Лозе, Розенберг, фон Медем. !942 год - у них пока прекрасное расположение духа.
"Ылита" оккупационного аппарата. Слева направо: Дрекслер, Лозе, Розенберг, фон Медем. !942 год - у них пока прекрасное расположение духа.

В августе 1944 года Лозе на этом посту сменил Эрих Кох.

В начале сентября, выступая в Риге, где перед собравшимися руководителями Остланда, Кох охарактеризовал местное население как неполноценное. При этом заметил, что местное население слишком хорошо одето и что ему не так уж плохо живется. Кох потребовал эвакуации всех трудоспособных из Остланда на работу в Германию.

В Литве генеральным комиссаром был д-р Адриан Теодор фон Рентельн из балтийских немцев. Его помощником являлся областной руководитель «гитлерюгенда» Набусбергер. И первый и второй литовцев ненавидели и не скрывали того, что смотрят на местные население только как на объект для эксплуатации.

От своих руководителей не отставали их подчиненные, что, в итоге, привело к озлоблению против немцев многих литовцев, латышей, эстонцев. В Прибалтике начинает развиваться партизанское движение.

Летом 1943 года А. Гитлер издает специальный приказ по этому поводу, к концу 1943 года появляется еще один приказ фюрера Рейха по вопросу партизан Прибалтики. В нем, в частности, говорится «Партизанская война становится все более невыносимой».

В этих приказах запрещается возбуждать судебные и следственные дела, и накладывать другие взыскания на офицеров германской армии, которые в борьбе с партизанами «перешли рамки дозволенного». Все начатые по этому поводу дела прекратить. Документы сжечь. Зато офицеров, «проявляющих пассивность в борьбе с партизанами, предавать военному суду». Обращаться как с военнопленными приказывалось лишь «С солдатами Красной армии (десантные и проникающие к нам в тыл части противника), действующими под командой русских офицеров и в красноармейской форме». Все прочие подлежали уничтожению на месте задержания.

То есть, сначала немцы своим поведением настроили против себя местных, а потом начали бороться с провоцируемым самими немцами, партизанским движением.

(Источники: В.К.Былинин, М.Ю.Крысин, Г.Э.Кучков, В.П.Ямпольский; Фридрих Еккельн, обергруппенфюрер СС и генерал полиции*)