В отчасти пустынном штате Аризона, между городками Навахо и Холбрук находится Национальный парк «Petrified Forest». Дословный перевод – Окаменелый лес. При его площади 380 квадратных километров, в его южной части разбросаны безмолвные свидетели триасового периода мезозойской эры, полноценные стволы и разноцветные осколки, разумеется, они тоже, когда-то были деревьями.
Ирония в том, что я узнал про этот парк на «альтернативно-одарённом» сайте. Диванные энтузиасты настаивают, что перед нами наглядное доказательство техногенной катастрофы, а именно – ядерной войны (отсылают к Махабхарате). Ну и как до такого можно додуматься? На самом деле легко. Достаточно прогуливать уроки химии и геологии.
Упоминание «метеоритного удара» тоже не имеет смысла, однако я сделаю важное уточнение: не имеет смысла в конкретном случае. В окрестностях нет ударного кратера, а окаменевшие (минерализованные) стволы вытолкнуты на поверхность в результате комплекса процессов, один из которых – выветривание и дождевая эрозия обнажённой почвы.
Почему берестяные грамоты в большинстве своём находят в окрестностях Великого Новгорода? Всё благодаря свойствам болотистой почвы, которая консервировала любой органический материал (отрезала от кислорода). Так и здесь: деревья столетиями наворачивались в речку, их относило в стоячие заводи, после чего песок и вулканическая порода «запечатывала» древесину на миллионы лет. Без кислорода гниение задерживается, а физико-химические процессы никто не отменял.
Учёными идентифицировано более десяти видов окаменелых деревьев, доминирующий: гигантская сосна из рода араукариевых и ещё некоторые виды папоротников. Также обратилось в камень более двух сотен разного рода растений, множество рыб, насекомых и животных. Однако туристов интересуют в основном стволы, и я их прекрасно понимаю.
Подумать только – двести миллионов лет назад эти исполины чувствовали топот динозавров! На некоторых фотографиях видно, что кора осталась в первозданном состоянии. Цвет сердцевины варьируется, и, возможно, вы зададитесь вопросом: отчего их словно кто-то распилил болгаркой?
Дело в том, что в начале прошлого века с артефактами не церемонились. Старожилы рассказывали, что первые туристы приезжая в Петрифайд-Форест, резали их и подрывали. Они искали полудрагоценные минералы среди осколков. Сейчас подобное невозможно – территория огорожена и любые попытки самовольного сбора считаются преступлением.
Покидая парк, вы можете приобрести несколько кусков на память. Цена за самый маленький начинается от двадцати долларов, большие и цветастые куски окаменевших «спилов» стоят значительно дороже. Разнообразие текстур и рисунка поражает – настоящий рай для ювелира.
Кстати! Минерализованные деревья обнаружены в местах древней сейсмической активности на территории нашей страны, а именно: в некоторых регионах Урала, Сибири, в Приморье и на Камчатке. Также отдельные экземпляры были найдены в Нижегородской и Вологодской областях. Если вам было интересно узнать про национальный парк «Железных деревьев», отметьте статью лайком, и тогда я соберусь и напишу обзор о минералах, которые раньше были частью живого дерева.