В этой статье мы представляем для нашего читателя свежий взгляд на эмоциональную структуру человека, а также рассказываем каким образом одна эмоция подменяется другой на биохимическом уровне, и даём оценку важности этого процесса.
Все мы сталкивались с людьми, которым спокойная размеренная жизнь не подходит, их постоянно тянет на приключения результат которых может быть плачевным. Назовем их условно "экстремалами", хотя далеко не каждый из них занимается бейсджампингом или велокроссом, но они имеют с ними нечто общее. В зависимости от степени увлеченности, все они склонны к получению ярких эмоций в широком диапазоне, просто с разной степенью риска.
Экстремальные виды спорта это отличный способ получить огромные дозы адреналина, от которого у людей не только сносит крышу, но и вырабатывается в некотором смысле зависимость, превращающая их в заложников собственных увлечений и рисков, появляется желание повторить, рассказать об этом друзьям и обществу, что говорит об эффекте эйфории.
Если провести аналогию с наркоманией, то мы заметим много схожих поведенческих особенностей, таких, как например постоянное увеличение дозы, в конкретном случае адреналина. Но что запускает процесс выделения адреналина? Конечно же самая сильная человеческая эмоция – страх! Как говорил мой учитель химии о своей науке – «химия она повсюду, это всё что нас окружает и то из чего мы состоим». В частности, это применимо к человеку который самостоятельно подвергает себя большому стрессу, чтобы побуждать тело к выработке нужных доз адреналина.
Но как мы знаем любая сложная система склонна к саморегуляции, также и организм зависимых от стресса людей, привыкая к химическим веществам, поступающим в кровь в процессе их жизнедеятельности вырабатывает устойчивость. И для того чтобы почувствовать новые грани удовольствия, таким людям требуется вновь выходить за рамки привычной обыденности.
По этой аналогии и утверждению о том, что на биологическом уровне мы все по сути одинаковые, можно сделать заключение, что все химические процессы в нас также протекают примерно одинаково, но почему одни выбиваются из привычных стандартов, а другие (основная масса) остаётся конформистами. Разве они не способны получать удовольствие от таких же «развлечений»?
Отвечу – способны, и некоторые получают их может быть даже в больших объемах чем экстремалы! Дело в том, что в организме человека за эмоциональную реакцию на раздражители, связанные со страхом и удовольствием, отвечает миндалевидное тело головного мозга и ряд исследователей полагает, что поскольку эти взаимоисключающие эмоции обрабатываются одной и той же областью мозга, то они могут переходить одна в другую. Если бы за них отвечали разные участки мозга это было бы невозможным, при этом страх это всегда стресс, а стресса в жизни большинства из нас хватает.
Помимо всего прочего человек так устроен, что ему интереснее получать более эмоциональную информацию вместо прагматичной, намеренно облучая себя страхом в умеренных дозах мы приучаем себя с детства к его поглощению. С одной стороны это естественный процесс, однако в социальной перспективе это изменяет отношение людей ко многим вещам, в том числе к жизни и смерти.
Всё описанное выше подводит нас к одному простому выводу – перенесенный человеком стресс стимулирует области головного мозга и вызывает всплеск окситоцина (гормона привязанности). Разница лишь в том, что большинство из нас привыкло получать его умеренно и продолжительно, а не увеличенные дозы и сразу. А где именно вы получаете свои порции стресса? Пишите в комментарии.
Мы рады каждому новому подписчику и лайку. Подписка — лучшая благодарность для автора!