В те времена, когда «Битлз» начали записывать свои песни, в звукозаписи царил только один формат: моно. Позднее к нему добавилось стерео, создающее иллюзию объёмного звучания.
Но интересно, что для битлов это была новинка, которую они не слишком-то ценили, и большее внимание при микшировании уделяли именно монофоническим версиям. А при этом позднейшие переиздания их работ, как правило, делались наоборот в стерео.
Казалось бы, мелочь, но для ценителей важен первоначальный замысел авторов. И в моно-версиях можно расслышать немало приятных нюансов. Если соберётесь переслушать классические альбомы битлов, найдите их для этого в моно.
Разницу вы услышите, если будете внимательны, сразу. На Revolver, к примеру, у большинства песен более долгое «затухание» в конце (это хорошо заметно в Love You To), в психоделических I'm Only Sleeping и Tomorrow Never Knows шумовые психоделические эффекты звучат в других моментах и иначе, чем на привычном стерео.
Все эти мелочи набираются и вместе создают новое эстетическое впечатление от альбома. Я лично давно перешёл на моно-версию Revolver и предпочитаю её.
Когда-то в российских битломанских журналах BeatlesBeat, которые выпускал нижегородский специалист Сергей Шмелёв, проводилось серьёзное экспертное сравнение моно- и стерео-вариантов альбомов Sgt. Pepper и White Album.
Из него можно узнать, к примеру, что She's Leaving Home в моно звучит на другой скорости и значительно выше, в финале Within You Without You слышен совсем другой смех. Джордж Харрисон, кстати, говорил, что настоящий «Сержант Пеппер – в моно».
На монофоническом «Белом альбоме» В Blackbird абсолютно иначе записано пение птиц, в Don't Pass Me By другая скорость звучания и партия скрипки, а Helter Skelter длиннее на полминуты! И такие отличия есть в каждой композиции.
Так что прослушивание «Битлз» в моно таит в себе такие маленькие сюрпризы и освежает впечатления от музыки.
И это лишь малая доля информации о мире альтернативных миксов песен Волшебной четвёрки.