Некоторые люди думают, что получением высшего медицинского/ветеринарного образования вполне можно ограничить - дальше только остаётся набить руку. Увы и ах - нет. И я не зря не разделяю медицину на ветеринарную и гуманную в этом плане, тут для всех врачей одинаково. Отличие лишь в том, что медицинскому врачу пациент говорит, где и как у него болит, поэтому его еще учат как-то слушать (хотя насчёт этого у нас возникают сомнения, когда приходим в государственную поликлинику).
Тут же посоветую пару книжек, которые мне очень помогают по жизни.
Вузы
Надеюсь, вы уже в курсе всех неприятных реалий - в нашей стране мед. образование идёт не в ногу с общемировым развитием науки. Поэтому зачастую, если у студента нет собственной головы на плечах и нормального наставника в университете - ценность обучения в университете стремится к нулю. Ибо только толковый человек сможет почерпнуть оттуда нужное, зазубрить базу и оставить в себе накал для дальнейшего повышения квалификации. По-моему, очевидно, что не все справляются.
Если говорить конкретно о ветеринарном образовании - к концу обучения оно сидит у студентов "в печёнках". 5 лет не пойми чего и не пойми как, вот честное слово. И при этом если не хочешь сойти с ума и заработать себе расстройство сна и психики вообще - ты не можешь работать. И в итоге из-за низкой стипендии, которая ни капли не похожа на МРОТ, студенты ветеринары забивают на базу вместе со всей учёбоё в целом ради работы в ветеринарных клиниках, теша себя надеждами о том, что это лучше. Нет, не лучше - вы упускаете физиологию, анатомию и прочие науки (да, даже в той иногда недоразвитой форме, в которой их дают преподаватели). Пусть в вузе учат некачественно, но даже такая база даёт студенту направление движения. Просто обслуживая клиентов этого не получить. А кто-то еще и платит все эти 5 лет учебы + работает! То есть, деньги вообще в пустоту, а здоровья после выпуска не останется :)
Лично для меня вуз стал не чем-то об учебе конкретно, а о нахождении своего курса развития. О становлении личности в очень критический период 18-22 года. Об избавлении от детской наивности и погружении во взрослый страшный мир. Когда и как учиться в таких тяжелых условиях, когда еще и система образования не работает? Вопрос открыт. Если помимо вуза у студента ничего + нет знания иностранного языка = из вуза выпустится бревно.
Курсы повышения квалификации
Как вы поняли из всего вышеперечисленного, КПК для желающих лечить, а не убивать/просто зарабатывать - основа. Причём повышать квалификацию можно и самостоятельно, читая ценные источники (но где найти силы на это??), переваривая сложные иностранные учебники. Без базового вузовского вектора новоиспеченному специалисту вообще придётся обучаться с нуля, такие случаи я знаю. Самое страшное, что нулевых "врачей" по диплому ставят в клиниках на должность ВРАЧЕЙ. Выбора у клиник нет - людей не хватает. Особенно в глубинках.
И тут встаёт вопрос о стоимости этих самых курсов, а также их истинной ценности. С одной стороны: чем дороже, тем лучше, но с ростом спроса растёт и предложения. Иногда рынок курсов кажется переполненным некачественным голым словом. Информация не доработана и подаётся на платных курсах совершенно не умеющими преподавать врачами. Опять же - это не их сфера, они не обязаны красиво говорить. Но как тогда обучать новое поколение врачей? Получается порочный круг, из которого снова выходят кое-как послушавшие лекции специалисты. При этом критическое мышление развито не у всех, отсюда: непонимающий врач услышит про чудодейственное средство гамавит и поверит! И даже начнёт применять его, что вообще вгоняет меня в тоску.
И тут выходит, что даже КПК не помогут, если у специалиста нет своей головы на плечах. Во-первых, надо правильно подобрать эти самые курсы, а не наткнуться на рекламу препаратов от производителей. Во-вторых, внутри курса нужно с учётом специфики стараться обучаться, ибо искусству преподавания врачи-лекторы зачастую не обучены (слушать вообще их невозможно в некоторых случаях).
Всё сам
Поэтому я отдаю свои предпочтения великому и всем доступному интернету, за что отдельное спасибо платформе, взламывающей платные статьи (Sci-hub), и целому ряду сообществ вет. врачей, которые заводят различные соц. сети, где показывают клинические случаи и делятся литературой. Им нет цены!
И тут просто одно выходит на первый план - у врача для самообразования должна быть голова на плечах (развитое критическое мышление) и желание учиться, постоянно искать! Как и у болезней нет простого лечения в виде таблетки, а есть комплекс мер, так и тут: личный интерес + материалы + база от хороших преподавателей/врачей + упосртво + вся жизнь. Если учиться не всю жизнь, то всё остальное не будет работать.
Очень важны личноеупорство и адаптивность, а это... Воспитание с детства + школьная база. Дальше без этого будет очень тяжело. Да, вот настолько жестокий этот мир. Пора привыкать.
Поэтому от себя хочу поделиться двумя крутыми книгами, которые должны бы стать вашей библией по жизни:
И очень важно: развивайте свою усидчивость и сосредоточенность, а там уже и память заработает.
И для саморегуляции внутреннего курса еще можно и нужно:
Учитесь учиться и не останавливайтесь никогда! Умные люди учатся всю жизнь, иначе в этом мире никак не выжить.