Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. На картине А. Варнека мы видим немолодого худощавого мужчину, одетого по моде XVIII века, который держит в руках план здания, а за окном возвышается Казанский собой. Перед нами — граф Александр Сергеевич Строганов, государственный деятель, богач, аристократ, меценат, коллекционер и любитель искусства. Был, кстати, президентом Императорской академии художеств.
Как человек, личностное становление которого проходило в Эпоху Просвещения, Строганов воплотил в себе все достоинства и недостатки своего времени. Интересный был человек.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Учился он в европейских университетах, в личной жизни был весьма рассеян, ветрен. По молодости не отличался серьезностью, раскидывался деньгами, влезал в долги, играл, распутничал. По этой причине расстался с первой женой, урожденной графиней Воронцовой. Был, кстати, масоном, входил во французскую ложу. Постепенно он образумился, начал собирать произведения искусства, активно участвовал в политической жизни, занимая высокие должности. Богатство свое он приумножил, отличался гостеприимством, имел лучших поваров (беф строганов помните?). Женился вторично.
И, главное, он сыграл большую роль в возведении Казанского собора, так что не зря художник изобразил его на фоне этого сооружения и с планом здания.
В конце XVIII века на Невском проспекте стояли церкви различных конфессий, притом все — на левой стороне. Логично напрашивалась постройка православного храма, притом для него было прекрасное место по правую сторону проспекта. Поскольку царская фамилия традиционно почитала Казанскую Божью Матерь, то собор должен был быть Казанским. В это время недалеко строился Исаакиевский собор, но граф Строганов, загоревшись идеей Казанского собора, заразил ею царя Павла I, и строительство началось. Но прежде, в 1799 году, был объявлен конкурс проектов, в котором участвовали, в основном, иностранные архитекторы, однако среди них был Андрей Воронихин, архитектор Строганова. Разумеется, граф его всячески поддерживал, повлиял на решение государя, и воронихинский проект был принят.
Идея была такая, чтобы воспроизвести римский собор св. Петра на русской почве. Размах был грандиозный, чего стоили хотя бы 64 колонны из гранита с позолоченными бронзовыми капителями и основаниями! Однако, в 1801 году Павел I был убит, а новый царь не особо хотел продолжать строительство. Вот тут-то Строганову пришлось применить все свое умение убеждать. Он добился финансирования. Последние годы своей жизни граф посвятил Казанскому собору, называл его не иначе как "моя церковь". Он возглавил специальную комиссию и, как бы мы сейчас сказали, пиарил проект всеми силами. За строительством Казанского собора следил весь город, все ждали его открытия. На таком фоне прекратить возведение было уже невозможно.
Граф Строганов умер в тот же год, когда строительство Казанского собора было завершено — в 1811.
#искусство #культура #история
Будет здорово, если вы подпишетесь на мой канал.))
Читайте еще:
Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан
Каким изображал Бориса Пастернака его отец-художник
В блоге мужа: (и на него подпишитесь)