Найти тему
1,1K подписчиков

«Если тебя нарисовал Я, значит, это — ты!»

574 прочитали

Среди работ Анатолия Зверева есть портрет супруги выдающегося российского виолончелиста — Зои Берлинской.

Анатолий Зверев. Портрет Зои Берлинской. 1967. Коллекция Музея AZ
Анатолий Зверев. Портрет Зои Берлинской. 1967. Коллекция Музея AZ

В своих воспоминаниях она описала, процесс создания этой работы:

«Солнечным летним утром 1967 года раздался звонок в дверь и наше взволнованное семейство — мой муж Валентин Берлинский и я бросились в коридор. Валя открыл дверь, и в дом вошел Анатолий Зверев в сопровождении нашего друга Теда. Анатолий был тих и скромен, аккуратно одет, серьезен. Тед несколько торжественен — ведь он знал, что привел к нам гениального художника и предвкушал чудо портретирования-представления.

Анатолий расположился на полу, полулежа. Писал сосредоточено — сначала Милку, потом меня. Шутил, но немного, подмигивал заговорщически. Тед заходил ему за спину, внимательно следил на работой и явно гордился Зверевым.

Время близилось к обеду, а на полу лежали, по-моему, пять готовых портретов. Тед был в восторге, Зверев хитро улыбался, косясь

в сторону кухни, где мной заранее был накрыт стол. А мы пребывали в растерянности. Валя выбрал один Милочкин портрет, один мой. Живописно они были безусловно интересны... Но.... Моя семилетняя ангелоподобная дочь была изображена вполне взрослой девушкой, притом капризной и властной.

Я же была уверена, что в жизни я миловидней и легкомысленней, чем женщина, изображенная на портрете.

Тед расстроился, что мы купили только два портрета, нахмурился и сказал: "Потом пожалеете. Но поздно будет." А Зверев совсем не огорчился. Он обрадовался полученному гонорару и радостно откликнулся на предложение отобедать.

Лет через десять Милка стала копией своего детского портрета. Мой портрет, сперва вызвавший у меня лишь недоумение, нравится мне с каждым годом все больше, я смотрю на него и радуюсь — вот какая я была! И, конечно, я сейчас очень жалею, что мы, дураки, не купили все пять портретов».