Найти в Дзене

Какой должна быть мотивация к учебе?

Не так давно мы начали разговор о том, нужно ли материально награждать школьников за хорошие оценки, и выяснили, что большинство психологов и педагогов выступают против этого по различным причинам (более подробно см. наши прошлые публикации). Однако нас спрашивают, а какой же тогда должна быть мотивация школьника? И что делать, если у ребенка совершенно нет желания учиться?

Если вкратце, то основных мотиваций в норме может быть несколько:

- интеллектуальная мотивация, нацеленная на познание мира. Здесь можно и нужно использовать естественное любопытство ребенка, его желание узнать обо всем как можно больше. Но тут нужно понимать, что школа в эпоху информационного общества не является ни единственным, ни даже приоритетным источником знаний. Любознательность можно удовлетворять разными путями, и школьное обучение - лишь один из способов. Более того, очень часто переизбыток информации, которая обрушивается на ребенка со всех сторон, способен убить это самое любопытство. Наступает информационное пресыщение, и учиться становится попросту неинтересно;

- коммуникативная мотивация, связанная с общением и популярностью в группе. Человек, как известно, существо общественное, и вне социума не находится практически никогда. Поэтому очень важными причинами что-либо делать могут стать общественное одобрение или, напротив, порицание. Для дошкольников и младшеклассников похвала значимых взрослых уже играет достаточную роль в мотивации к учебе; для подростков же в определенный момент более важным становится мнение сверстников. И тут, если хорошая учеба в окружении старшего школьника не котируется, то может возникнуть мотивационный конфликт, приводящий в итоге к большому стрессу и падению успеваемости. Но в благоприятных обстотельствах коммуникативная мотивация играет очень и очень важную роль в стремлении ребенка учиться, часто даже бОльшую, чем нам кажется;

- мотивация саморазвития - школьник стремится к максимальному раскрытию своих способностей и талантов. Не нужно путать ее с интеллектуально-познавательной: здесь основным движущим мотивом выступает не любопытство, а именно желание самореализоваться.

А мы продолжим разговор о мотивации в следующих статьях. Оставайтесь с нами! Ждем ваших оценок и комментариев!