Сразу скажу, что ни один современный художник первой половины 19 века не отразил в своем творчестве такие грандиозные проекты, как процесс строительства Исаакиевского, Казанского соборов, Александровской колонны, Ростральных колонн… , а ведь в этот период в Санкт-Петербурге велось грандиозное, масштабное строительство.
Мы же видим только конечный результат. На картинах того периода не изображено ни одной стройки, хотя бы вдали. Нам демонстрируется уже обжитой, без единой новостройки город. Во всяком случае, мне не удалось найти никаких рисунков на эту тему. Монферран - не в счет, его веселые картинки не выдерживают никакой критики. Об этом я писал в своей статье “Александровская колонна”. Процесс строительства засекречен. Кем, когда? Во всяком случае, в свободном доступе я ничего существенного не нашел. Можно предположить, что многие здания Санкт-Петербурга не строились, а всего лишь восстанавливались или реставрировались, особенно, если обратить внимание на хронологию, буквально, судорожного строительства Санкт-Петербурга в первой половине 19 века.
Проектирование и строительство Казанского собора обращают на себя внимание многими странностями и вызывают вопросы. Странности эти для многих не так очевидны по причине перегруженности нашего сознания официальной информацией, но, тем не менее, они есть.
Официальная информация такова:
Казанский собор спроектировал и построил бывший крепостной Строгановых, талантливый самоучка А. Н. Воронихин (1759 – 1814 годы). Не такой уж и самоучка, что следует из его биографии.
Проект собора был одобрен Павлом I в 1800 году. В судьбе проекта активно участвовал граф Строганов, бывший господин Воронихина. Он-то и поспособствовал тому, что к проектированию и строительству Казанского собора был привлечен Воронихин.
Сын и преемник Павла I, император Александр I, не отклонил этот проект и в 1801 году сам присутствовал при закладке собора. Следует обратить внимание на купол собора, он имеет 17, 7 метра в диаметре. Не вдаваясь в технические подробности его конструкции, отмечу, что этот купол считается примером удачного интуитивного проектирования.
Хочу заметить, что это удачное интуитивное проектирование наряду с пристрастием к античной архитектуре проходит красной нитью через всю мировую историю. Здесь и Пантеон, и собор св. Петра в Риме, и собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, и Исаакиевский собор, и невероятная Александровская колонна в Петербурге, и многие, многие другие. Зачем нам сопромат и прочие науки, они только сбивают с толку, ведь, сколько в мире примеров интуитивного проектирования, которые являются мировыми шедеврами. Их и в наше время непросто превзойти, несмотря на бурное развитие научной мысли.
Поэтому авторство Воронихина, в строительстве Казанского собора, вызывает обоснованные сомнения. Полагаю, что свой бесспорный талант и умение Воронихин применил всего лишь для его восстановления или реставрации.
Однако, к теме.
В 1801 году собор был заложен, а в 1811 году он был завершен. 1 января 1811 года Воронихин был награжден орденом святого Владимира 4-й степени. В том же 1811 году, 15 (27) сентября митрополит Амвросий освятил собор.
Хронология деятельности Воронихина.
С 1784 по 1790 год, будучи крепостным графа Строганова, Воронихин совершил четыре поездки по России и Западной Европе.
В 1786—1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии.
В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строгонова, покинувшего Россию для завершения образования.
В 1785 году (по другим данным, в 1787 году) Воронихин получил от Строганова вольную. (Не напоминает сюжет фильма «Табачный капитан»?)
В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург).
В 1793 году он отделывал интерьеры Строгановского дворца.
С 1795 по 1796 год он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Черной речке.
В 1798 году перестроил интерьеры дома в усадьбе Городня.
В 1800 году стал академиком архитектуры за проект колоннады в Петергофе и стал преподавать в Академии художеств.
В 1801 году начал строительство Казанского собора, который завершил в 1811 году.
В 1801 году граф Николай Шереметев привлекает к строительству своего дворца в Москве Джакомо Кваренги и Андрея Воронихина (одновременно со строительством Казанского собора).
В конце 18- начале 19 века цесаревич Константин Павлович привлекает Воронихина к восстановлению «русского Версаля в Стрельне» (одновременно со строительством Казанского собора в Санкт-Петербурге, дворца Шереметьева в Москве и преподаванием в Академии).
В 1804 году с целью преобразования Горного Училища в Горный кадетский корпус приглашают Воронихина, который за 7 лет, к 1811 году, с помощью архитектора Александра Штауберта завершил работу. Параллельно с этим был построен Домовый Храм преподобного Макария Египетского для того же Горного университета. Новый храм освятили в апреле 1810 года. Во всех этих проектах Воронихин участвует лично и одновременно, несмотря на то, что Казанский собор и дворец Шереметьева находятся в разных городах, ведь сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом в то время было не такое простое как сейчас Такое, в принципе, возможно? Или все эти стройки не требовали его личного присутствия?
В 1811 году завершилось строительство Казанского собора.
В феврале 1814 года Андрей Никифорович скончался.
Казанский собор был построен, но не отделан изнутри. Несмотря на это сюда перенесли все военные трофеи 1812 года, в том числе личный жезл маршала Даву.
Здесь же, это в недостроенном-то соборе, где шли отделочные работы (!), в 1813 году похоронили М. И. Кутузова.
А в это время отделкой собора руководил тоже молодой и талантливый архитектор из Франции с удивительной биографией и с сомнительной репутацией О. Монферран. Александр I, видимо, просто обожал молодые таланты. Зачем он держал столько известных архитекторов?
О Монферране я писал в статье "Александровская колонна" , так что повторяться не буду.
Тем не менее, католик Монферран руководил отделкой православного собора, аж до 1829 года, т. е. 18 лет. Сам собор был построен (или все-таки восстановлен?) за 10 лет!
Духовенство, судя по всему, не возражало, что католик руководит отделкой православного собора. Никого также не смущало, что отделка собора велась чуть не вдвое дольше его строительства. Какие тогда были либеральные взгляды!
В 1844 – 1845 годах состоялся первый ремонт собора, это через 15 лет после завершения отделки и через 33 года после его постройки. Что там ремонтировали, не уточняется.
В 1862 – 1865 годах, т. е. еще через 17 лет, понадобился еще один ремонт, включавший в себя реставрацию образов и настенной живописи.
До нашего времени сохранились два постамента по бокам колоннады. До 1824 года на них стояли гипсовые фигуры ангелов, которые должны были заменить бронзовыми, но не заменили, а ангелов сняли.
В 1814 году, через три года после его постройки и во время сравнительно недавно начавшейся отделки, в соборе удалили барельефы (они, оказывается, там уже были!). Остались (?) только два: “Несение креста” Ф.Ф. Щедрина и “Взятие под стражу” Ж. Д. Рашетта. Еще раз подчеркну, собор был построен, но не отделан, а барельефы уже удалили в то время, когда в соборе полным ходом шла отделка. Это как понимать?
Вся эта информация сильно настораживает. Складывается впечатление, которое только усиливается после ознакомления с официальной информацией, что Казанский собор Воронихин не строил. Его реставрировали, ремонтировали, но не строили. Сюда хорошо укладывается и удачное интуитивное проектирование и какое-то спешное сбивание барельефов внутри только что построенного и еще не отделанного изнутри собора. Настораживает и картина Патерсона, шведского художника (1748 – 1815 годы), написанная в 1800 году. На ней изображен полностью готовый собор во всей красе. Не исключаю некоторой путаницы в датировках, возможно, картина написана с проекта Воронихина 1800 года. В других источниках эта картина датирована 1811 годом, когда собор был уже построен, а Патерсон еще жив. Но это не отменяет остальных вопросов.
Замечу, что вся жизнь и деятельность Воронихина тесно связана с графом Строгановым, который, к тому же, был одним из учредителей российского "Капитула Феникса", управляющего всеми российскими масонами. Не умаляя заслуг Воронихина, хочу задаться вопросом: не эта ли связь с графом помогла ему добиться столь высокого признания в России и так высоко подняться по карьерной лестнице? Полагаю, ответ очевиден.
«Барон, затем (1761) граф Алекса́ндр Серге́евич Стро́ганов (3 (14) января 1733, Москва — 3 (15) октября 1811, Санкт-Петербург) — русский государственный деятель из рода Строгановых: сенатор, обер-камергер (1797), действительный тайный советник 1-го класса (15 сентября1811), с 1800 г. президент Императорской Академии художеств. Крупнейший землевладелец и уральский горнозаводчик; коллекционер и благотворитель. С 1784 г. петербургский губернский предводитель дворянства».
Если понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь. Интересных тем очень много.
Если кто-то сочтет возможным поддержать канал материально, буду благодарен.