Найти тему

И все-таки, его посадили, хоть он и памятник! Но на перила.

Как связал старинный Московский особняк Гоголя, Булгакова и молодого скрипача из Севастополя?

А Вы поймёте с первого взгляда, кому сооружён этот памятник?
А Вы поймёте с первого взгляда, кому сооружён этот памятник?

Уже года три, как в Москве вернули к жизни одну из дворянских усадеб, существовавших ещё до пожара 1812 года. Сегодня старинный дом удивительным образом объединил русскую литературу, классику мировой музыки, а также военную и культурную истории России. 

Парадокс усадьбы князей Васильчиковых на Большой Никитской улице, дом 46/17,  в том, что ее называют не по имени того, кто ее начал строить более 250 лет назад (полковник Бибиков) или по имени одного из хозяев, которые в разные годы ею владели, а по имени семьи, которая в течение некоторого времени её арендовала. 

Аллея бронзовых бюстов русских полководцев у музея Военной формы
Аллея бронзовых бюстов русских полководцев у музея Военной формы

Подобных этому строению домов в Москве было много и его можно было бы даже назвать типичным - именно так, с небольшими вариациями, выглядело большинство домов и дворцов первой половины 19-го века, да и не только в Москве, а по всей России: барский одно-двухэтажный дом с мезонином в глубине земельного участка, часто желто-белого цвета, с почти обязательным портиком с колоннами на манер древнегреческого храма (число колонн скорее зависело от финансовых возможностей владельца, нежели от полёта фантазии архитектора), а сбоку от него - жилые и служебные флигели, очень часто соединённые с главным домом галереями. Главный дом усадьбы Бибикова изначально не имел даже колонного портика и лишь  при позднейшей перестройке другим владельцем, он приобрел имитирующие его пилястры и уникальный чугунный балкон (который был уже в наше время ещё более уникальным образом использован в качестве постамента для скульптурного памятника, о котором в том числе и будет рассказ далее).

Парадный фасад главного дома усадьбы князей Васильчиковых
Парадный фасад главного дома усадьбы князей Васильчиковых

Не правда ли, многим знакомая ситуация: мы живем рядом с местами, ради которых другие люди едут из других городов и стран, а мы сами не находим возможности их изучить и посетить? 

Вот и я, который в детстве  жил напротив этой усадьбы и всякий раз, проходя  сквозь неё в ближайшую булочную, думал: а как же выглядит изнутри этот таинственный замшелый дворец? Здание же, двор вокруг которого выходит сразу на две Никитские улицы - Большую и Малую и в котором за последние 200 лет в разное время были и барский дом и школа, коммунальные квартиры и разные организации, постепенно приходило в упадок без должного ухода. Но даже когда доселе всегда закрытый к свободному посещению дом, засверкавший недавно новыми окнами и свежей краской, стал три года назад общедоступным музеем Военной формы, созданного Российским Военно-Историческим обществом (РВИО), я так и не мог найти времени, чтобы попасть внутрь него. 

Парадная лестница главного дома усадьбы. Она тоже - почти типовая: например, она композиционно повторяет парадную лестницу бывшего здания знаменитого Английского клуба на Тверской (при СССР - музей Революции) , а каменные тумбы, держащие перила, вообще почти одинаковые в этих двух зданиях.
Парадная лестница главного дома усадьбы. Она тоже - почти типовая: например, она композиционно повторяет парадную лестницу бывшего здания знаменитого Английского клуба на Тверской (при СССР - музей Революции) , а каменные тумбы, держащие перила, вообще почти одинаковые в этих двух зданиях.

Я все время откладывал под разными предлогами посещение нового музея, находящегося от меня буквально в соседнем доме, но когда я увидел, что на углу перил чугунного балкона дома, на высоте нескольких метров, появилась сидящая на большой подушке фигура в компании с огромным котом и заполненной окурками пепельницы, я понял, что уже пора зайти внутрь и «разъяснить эту сову»)). 

То, что я увидел вблизи, даже мне, как говорится, человеку, видавшему виды в самых разных странах, показалось действительно интересным и необычным. 

Один из самых необычных памятников вообще и лучший памятник Булгакову в частности.
Один из самых необычных памятников вообще и лучший памятник Булгакову в частности.

Подписи, однозначно поясняющей, кому посвящён памятник, не было, однако вне всяких сомнений, это был Михаил Афанасьевич с трущимся о его руку Бегемотом. Хотя портретное сходство с Булгаковым было очевидно даже с большого расстояния, я не мог отделаться от мысли о том, что писатель изображён в образе Коровьева, что подтверждалось не только его хулиганской позой и местом, где он сидит (напомню: на перилах балкона, служащим ему неким постаментом), но и наличием рядом «жутких» размеров кота. Более того, мне ещё и показалось, что в замысел скульптура входил и намёк на то, что из такого положения очень удобно отправиться в полёт над Москвой по примеру Булгаковской же Маргариты, только не на половой щетке, а на матрасике))).  

Бегемот, пепельница и Михаил Афанасьевич в образе Коровьева, судя по всему, как его Маргарита, готовый полетать над Москвой, с другого ракурса .
Бегемот, пепельница и Михаил Афанасьевич в образе Коровьева, судя по всему, как его Маргарита, готовый полетать над Москвой, с другого ракурса .

На мой взгляд, это - один из лучших по замыслу и оригинальности  памятников мира вообще и Булгакову в частности, а скульптору Михаилу Баскакову и РВИО надо сказать «браво!», а также огромное «спасибо!» за идею и ее воплощение. 

Чуть позже поясню, почему размещение памятника Булгакову именно в этом месте - не прихоть автора, а историческое свидетельство реальных событий, но прежде скажу, что перед усадебным домом, помимо галереи бронзовых бюстов великих российских полководцев, размещён ещё один московский памятник великому Гоголю и что он также здесь размещён не случайно. 

Как я уже говорил, усадьба стала именоваться по имени князей Васильчиковых несмотря на то, что эта семья была лишь арендатором и всего лишь 10 лет в середине 19-го века. Но именно Васильчиковы прославили дом литературно-музыкальным салоном, гостями которого были представители золотого фонда русской культуры, среди которых - Николай Гоголь, Федор Тютчев, Михаил Щепкин и Иван Айвазовский. Почему из перечисленных имён памятник был установлен именно Николаю Васильевичу - у меня нет ответа. В Москве ему уже есть два памятника совершенно разных по стилистике и заложенным в них смыслах.

Первый - мрачновато-нервная фигура писателя (по эффекту эмоционального восприятия  сравнимая с Врубелевскими демонами) времён предреволюционного «серебряного века», созданная на народные пожертвования работы скульптора Андреева:

Памятник Гоголю 1909 года на Арбатской площади в Москве (общедоступное архивное фото из интернета).
Памятник Гоголю 1909 года на Арбатской площади в Москве (общедоступное архивное фото из интернета).

и второй  - «от правительства Советского Союза» - 1950-х годов скульптура Томского (известного ваятеля образа Ленина),  выдержанный в привычной для того времени монументально-статичной манере памятников вождю пролетариата и его последователей. Наверное, многие это знают, но упомяну тот факт, что советский, второй по очереди Московский памятник Гоголю 1952 года, в духе социалистического реализма, стоит точно на том месте, где стоял первый памятник писателю 1909 года и при этом он окружён бесподобными фонарями с бронзовыми львами в основании, оставшимися там от первого памятника в стиле русского модерна… 

Памятник Гоголю 1952 года в Москве на месте перенесённого памятника 1909 года (общедоступное архивное фото из интернет)
Памятник Гоголю 1952 года в Москве на месте перенесённого памятника 1909 года (общедоступное архивное фото из интернет)
Бронзовые львы в основании фонарей, оставшихся от первого памятника Гоголю 1909 года. (общедоступное фото из интернета).
Бронзовые львы в основании фонарей, оставшихся от первого памятника Гоголю 1909 года. (общедоступное фото из интернета).

Третий же, новый памятник Гоголю 20-х годов 21-го века во дворе дома Васильчиковых, литературный салон которых он посещал, пожалуй, самый оптимальный с точки зрения того образа Гоголя, который у нас обычно складывается после прочтения его произведений: расслабленная поза почти родного человека на лавочке, на которую можно сесть каждому и потереть нос великому мастеру русского слова (что, судя по отполированной поверхности характерной для Николая Васильевича формы этой части лица, делают очень многие). 

Памятник Гоголю 2021 года в Москве на Большой Никитской улице.
Памятник Гоголю 2021 года в Москве на Большой Никитской улице.

Как по мне, так первый памятник, передвинутый с Арбатской площади во двор расположенного совсем рядом дома, где Гоголь скончался (или впал в летаргический сон, как утверждают исследователи), самый интересный и уникальный, хотя он действительно мрачноват и не очень ассоциируется с его яркими произведениями вроде «Ревизора» или «Вечеров на хуторе…», зато очень хорошо передаёт психическое состояние человека, сжегшего второй том своего великого романа «Мертвые души». 

Кстати, не могу не упомянуть об одной удивительной истории. Стереотипом является то, что в мире знают и ценят таких русских писателей, как Толстой, Достоевский, Чехов. Но однажды мне довелось сделать небольшую экскурсию по Москве для родителей жены моего школьного друга, проживающего ещё с 90-х годов прошлого века в Лондоне и женатым вторым браком на итальянке. Так вот, престарелая супружеская чета из семьи потомственных  скульпторов Тосканы (а именно там добывается всемирно известный  каррарский мрамор), попросила меня непременно отвезти их в музей Гоголя в доме на Никитском бульваре, мотивировав это тем, что это была их мечта (!) в силу почитания таланта Гоголя… Оно, конечно, Гоголь одно время жил в Италии, но чтобы его творчество было любимо за пределами России, для меня было приятной неожиданностью. 

А теперь вернусь к Булгакову. Творец двух самых значительных русских романов 20-го века - «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», не просто посещал дом, на балконе которого восседает теперь его статуя, но он жил здесь в 1920-х годах у своей сестры, которая в то время была директором школы, размещавшейся тогда  в стенах этого барского особняка…

И, наконец, о Севастопольском скрипаче, о котором упомянул в заголовке. 

РВИО, создавшее в усадьбе Васильчиковых Музей русской военной формы, сделало ещё один крайне правильный ход: оно возродило традицию тех самых литературно-музыкальных салонов, которые увековечили имя древнего княжеского рода. На первом этаже одного из флигелей размещен уютный литературный лекторий, объединённый с кафе и магазином-библиотекой, где можно приобрести понравившуюся книгу, а в отреставрированном центральном зале ( именуемого «колонным») главного дома регулярно проводятся музыкальные концерты (в зале имеется не только рояль, но и небольшой орган).

Отреставрированный в наши дни «колонный зал» особняка Васильчиковых, где возрождена традиция проведения музыкальных концертов, как это было здесь в середине 19-го века..
Отреставрированный в наши дни «колонный зал» особняка Васильчиковых, где возрождена традиция проведения музыкальных концертов, как это было здесь в середине 19-го века..

На одном из таких концертов я побывал. Тем, кто еще в достаточной степени не знаком со мной, напомню, что я, москвич в четвёртом поколении с детства любящий Крым и с недавних пор сделавший там свою творческую мастерскую и теперь подолгу живущий там, стараюсь писать прежде всего о Тавриде и любая параллель с ней для меня интересна. 

Так вот, среди исполнителей на том концерте в доме Васильчиковых, был подающий надежды скрипач из Севастополя, в свои 20 лет уже лауреат многих конкурсов - Вильям Хайло - не только прекрасно играющий на скрипке молодой человек, но и юноша, победивший рак крови благодаря помощи благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Будущая звезда России - Севастополец Вильям Хайло на концерте в музыкальной гостиной Музея военной формы в доме князей Васильчиковых. Март 2022 года.
Будущая звезда России - Севастополец Вильям Хайло на концерте в музыкальной гостиной Музея военной формы в доме князей Васильчиковых. Март 2022 года.

Поистине, Российское военно-историческое общество в лице усадьбы Васильчиковых, а именно его учредители  и меценаты  - прекрасный пример благородной традиции России, когда люди, обличённые властью и деньгами, думают не только о себе, но и о других людях, о том, чтобы делиться с ними прекрасным, добрым, воспитывать детей в духе русской культуры и патриотизма, показывать пример достойный подражания, относясь таким образом к элите общества не на словах, а на деле.

PS. Музей военной формы достоин отдельного рассказа и будет особенно интересен подрастающему поколению. А я не могу удержаться от того, чтобы не привести здесь несколько фото его залов, где показана эволюция русской военной формы от первых княжеских дружин до современной армии с использованием интерактивных витрин. Особенно хочется отдать должное людям, создавшим этот музей: они сделали его интересным прежде всего детям, создав, помимо основной экспозиции, познавательно-игровой раздел в виде «Детского музея», где в доступной для малышей форме можно ознакомиться с историей русской армии и ее экипировки.

-13
-14
-15
-16

Даже моя шестилетняя внучка, поклонница Тик-тока и прочих недавно заблокированных соцсетей, у которой слово «музей» обычно вызывало негативную гримасу, с интересом и радостью обошла экспозицию, понажимала на все кнопки, экраны, пощупала ткани, из которой раньше шили форму, с удовольствием сфотографировалась в интересных местах и потом посидела за чашкой чая в кафе, совмещённым с книжным магазином, набрав несколько детских книжек, сувениров и блокнотов для рисования, выразив в итоге желание придти туда на концерт по примеру дедушки)). 

#РВИО #васильчиковы #вильям хайло #михаил булгаков #николай гоголь #культура #севастополь #крым #традиции

Охрана в надёжных руках)). #РВИО #васильчиковы #вильям хайло #михаил булгаков #николай гоголь #культура #севастополь #крым #традиции
Охрана в надёжных руках)). #РВИО #васильчиковы #вильям хайло #михаил булгаков #николай гоголь #культура #севастополь #крым #традиции
Наш книжно-сувенирный  «улов» на столике кафе-библиотеки при музее Военной формы Российского Военно-исторического Общества на улице Большая Никитская в Москве.
Наш книжно-сувенирный «улов» на столике кафе-библиотеки при музее Военной формы Российского Военно-исторического Общества на улице Большая Никитская в Москве.