Рано или поздно но встречи с сотрудниками ГИБДД, нам не избежать. Будь мы пешеходы или водители. Общение с сотрудниками не из приятных, и практически всегда заканчиваются составлением протокола. Материалы изложенные в данной статье не являются инструкцией к действию, носят ознакомительный характер и использование их в диалоге с инспектором на Ваше усмотрение.
Регламентирует деятельность сотрудников ДПС «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» введен в силу приказом от 2 марта 2009г. №185. Ознакомится с данным документам можно тут.
I). Остановка транспортного средства. Кто может Вас остановить. (описываем регламент остановки, внешний вид инспектора) Рассказать про случай остановки двух и более машин одновременно, остановку ТС стажером. Рассмотрим ситуации:
a) инспектор жестом остановил несколько транспортных средств подряд. Вы остановились, но сотрудник ДПС подошел к другой машине. Смело включаете «поворотник» и выезжаете на проезжую часть, продолжаете движение в выбранном направлении. Дальше Вы или будете ехать как ни в чем ни бывало, или же за Вами устроят погоню с «мигками» и сиреной. Вот тут уже необходимо остановиться. Как гласит п.22 и п.67 «Регламента»:
«22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.
67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями п.20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации»
Далее выслушиваем жалобы сотрудников на что отвечаем, что: «Вы остановились по требованию сотрудника в первый раз, но увидев, что тот подошел не к Вашей машине, решили что не правильно поняли знаки и жесты инспектора и что обращался он не к Вам.» Тут же ссылаетесь на п.22 и 67, в дальнейшем везде ссылаетесь на них, но прежде проходим процедуру шага № II.
б). Сигналы об остановке подается «стажером» будущим гаишником. Как правило без соответствующей формы, в ядовито зеленой жилетке. Смело игнорируем и проезжаем мимо, т.к. согласно все того же регламента пп. 32 и 33:
«32. Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.
33. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак.»
Стажер всего этого не имеет. При последовании репрессивных мер со стороны другого инспектора, проходим шаг II). Далее ссылаемся на данные пункты регламента. Так же можно сослаться на пункт 22 (текст пункта представлен выше). Все просто «зеленый» неопытный стажер подал Вам сигналы, которые Вы не поняли. Доказать, что стажер подавал Вам «понятные сигналы» невозможно без видео фиксации. «Нарушение» исчерпано и причин для дальнейшего задержания у инспектора нет.
В). Скрытый контроль. Не редко экипаж «машины боевой» прячется за преградой, регламентом это разрешено п.43:
«43. При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения <1> и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения.
--------------------------------
<1> В целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются <1>.
--------------------------------
<1> За исключением случаев использования специальных технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, размещаемых в салоне патрульного автомобиля с открытой панелью багажного отделения.
В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.»
Водитель не всегда успевает заметить ни то, что сотрудника ДПС, но и сигнал остановиться. В этом тоже нет ни чего страшного, как видно из пункта «лазеек» достаточно. Не видел, не знаю, смотрел на дорогу, автомобиль был скрыт. Если будет составлен протокол, то в объяснении четко указать место где был сотрудник подававший Вам сигнал и чем была ограничена Ваша видимость в тот момент. Далее в 10 дневный срок Вы можете обжаловать протокол, как это сделать описано тут ->>>.
II). Вы остановились по требованию инспектора ДПС.
Для начала:
1) Настраиваем видеорегистратор, если имеется, на запись происходящего. В противном случае попросите пассажира снимать на камеру мобильного телефона. Разрешает Вам это сделать п.25 Регламента так же, как и сотрудникам разрешает п.24
2) «24. Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру
3) 25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.»
a)
b) Не торопимся передавать документы в руки сотрудника. Пока они у Вас – Вы хозяин положения. К тому же: отдав водительское удостоверение руками – ходить за ними будете ногами; Хотя Конституция РФ, ПДД РФ и ФЗ о полиции утверждают, что «по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документы Вы обязаны», но для этого у инспектора должны быть законные основания их требовать. Их мы рассмотрим дальше.
c) Важным моментом, в общении с сотрудниками ГИБДД является построение полноценного диалога на «равных». «Гаишники» пользуются своим превосходством над водителем, не давая возможности использовать свои права, которых многие и не знают. В первую очередь из отвечающего на вопросы и следующего указанием сотрудника, стать задающим вопросы, поставив тем самым инспектора в противоположное состояние, показать свою «подкованность» и знание прав. Вежливо и учтиво общаемся с сотрудником.
d) Взаимоотношение сотрудников с участниками дорожного движения указаны в п.19. и п.20.
«19. Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.
В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
20. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности»
Внимательно слушаем сотрудника. Представляются сотрудники обычно не внятно бубня под нос, кто он и что он. К тому же шумная проезжая часть перекрывает половину его слов. Поэтому вежливо просим сделать это повторно, так как не раслышали. Просим предъявить удостоверение, показать жетон. (не лишним будет записать Ф.И.О. , должность, № значка.) Только после этого продолжаем «общаться» с инспектором. Все это необходимо выполнить до дальнейших действий, потому что дальше реакцию инспектора предсказать невозможно. Выполняя свои обязанности сотрудники ГИБДД часто ведут себя грубо, а столкнувшись с опытным и знающим водителем, пытаются проучить водителя, да бы отбить желание у Вас поступать так впредь. Дать ссылки на видео как реагируют ДПСники на такое общение). Могу сказать точно, что после, он вряд ли добровольно предоставить Вам эти данные. К тому же, такая внимательность к личным данным его насторожит и отвлечёт.
Ни в коем случае не выходим из своей машины и уж тем более не проходим в служебную машину. Согласно регламенту п.70:
«70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.»
А так как такие обстоятельства еще не наступили игнорируем его требования.
Узнаем причину остановки. Регламентом определены 10 причин остановки ТС. Согласно регламенту п.63 и п.82: «63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4настоящего Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
82. снованиями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении <1>, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.
--------------------------------
<1> Пункты 2.1.1 и 2.2Правил дорожного движения.
(сноска в ред. ПриказаМВД России от 13.08.2012 N 780)
Основаниями для проверки документов на перевозимый груз являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.
Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность водителя, пассажиров, пешехода, являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого.
Основаниями для проверки маркировочных обозначений транспортного средства являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, выявление признаков подделки (подложности) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков.
Основаниями для проверки государственных регистрационных знаков являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, выявление внешних признаков их подделки (подложности), а также подделки (подложности) регистрационных документов на транспортное средство, подделки (уничтожения) маркировочных обозначений транспортного средства.
Основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются установленные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.»
Если вкраце то, 10 причин остановки транспортного средства:
· Вас могут остановить в том случае, если инспектор смог установить визуально или зафиксировать при помощи специальных технических средств признаки нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Другими словами, если вы, к примеру, совершили обгон там, где это запрещено, то вы подвергли опасности не только себя, но и других участников движения. Соответственно увидев это, или зафиксировав при помощи камеры или радара, сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас.
· Наличие данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что водитель или пассажир(ы) причастен к ДТП, преступлению или административному правонарушению. Такие данные могут быть представлены в виде ориентировки или информации дежурного, так же это могут быть свидетельские показания других участников дорожного движения или визуально зафиксированные обстоятельства.
· Наличие каких-либо данных, которые могут доказывать тот факт, что автомобиль находится в угоне или в розыске. Данными являются все те же ориентировки или любая информация.
· Так же остановка может производиться в том случае, если вы являетесь свидетелем аварии или совершенного преступления. Вас попросят дать показания, так как вы очевидец.
· Необходимо привлечь понятого, а оно, как нам известно, должно быть незаинтересованным лицом.
· Для выполнения распорядительно – регулировочных действия.
· Необходимость предоставить свое транспортное средство врачам или сотрудникам ГИБДД.
· Также вас могут остановить для того, чтобы вы помогли оказать помощь пострадавшим или сотрудникам полиции.
· Проведение специальных мероприятий, которые должны исполняться на основании распорядительных актов. Делается это для проверки ваших автомобилей на наличие в них запрещенных грузов или людей, которые находятся в розыске.
III). Остановка транспортного средства не обоснована, не подходит не под одну из перечисленных причин выше:
e) Можете выполнить требования сотрудника ДПС. Ну и дальше не читать… Статью пишу вовсе не для этого;
f) Можете не выполнять требования сотрудника. Сообщаете, что согласно Регламента, остановка является необоснованной и вы намерены подать жалобу вышестоящему руководству на превышение должностных полномочий инспектором ДПС, ( вот тут-то Вам и пригодятся данные об инспекторе). Не поленитесь и составьте жалобу, образец заявления тут (ссылка). Далее Вам должны будут дать ответ в течении (КАКОЙ СРОК?) согласно закона такого-то. Для чего это необходимо? Если данное действие Вы будете выполнять постоянно, даже если должной реакции от руководства ГИБДД не последует, проволочку инспектору Вы обеспечите, он Вас запомнит на долго. А при следующей встречи он трижды подумает «как себя вести». Все это имеет смысл, конечно если Вас остановили в родном городе. При подобных действиях в других населенных пунктах или на трасе Ваши действия помогут другим водителям. Хотя водитель водителю рознь и многие заслуживают и худшего, но ГИБДД это наша общая беда, способная объединить всех, как говорится: «Враг моего врага, мой друг».
g) Дальше нам желают «Счастливого пути» и мы продолжаем движение. (Это конечно же в лучшем случае). Дальше действуем по обстоятельствам. Получаем угрозы, запугивание и прочее. После этого совершаем звонок в полицию. Сообщаем суть проблемы и Ждем прибытия сотрудников полиции.
IV). Остановка транспортного средства обоснованная причина
1. «п.63 установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;»
Нарушение зафиксировано визуально. Вы соглашаетесь с ним и переходите к составлению протокола. Вы не согласны с нарушением. Без средств визуальной фиксации сотрудники остаются без основного доказательства Вашей вины. В этом случае им необходимы свидетели, а они должны быть не заинтересованными лицами, «напарник» не подходит, а пассажиры Вашего автомобиля это свидетели Вашей не виновности. Тут Вас или отпустят или же составят протокол о правонарушении с которым вы естественно не согласны. Ниже описывается где и что писать в протоколе.
Если при оформлении протокола сотрудник привлечет свидетеля (как правило водителя проезжающего автомобиля)со своей стороны не забываем в протоколе указать, что данный свидетель не присутствовал при свершении вменяемого правонарушения. А самому свидетелю разъясняем ответственность за дачу ложных показаний, да бы отбить желание их давать. Далее обжалуем протокол в 10 дневный срок или инспектор обязан назначить рассмотрение дела об административном правонарушении.
Нарушение зафиксировано с использованием технических средств. Тут уже в Ваших интересах пройти в служебный автомобиль и ознакомится с «кино» - видеоматериалами фиксации правонарушения.
Сначала просим предоставить сертификат на измерительный прибор и действующее свидетельство о метрологической проверке. Смотрим кино. У Вас снова два варианта действий согласны и оформляете протокол или не согласны и начинаете защищаться. Что может быть неправильно в предоставленных доказательствах по каждому правонарушению рассмотрим отдельно ниже.
2. «п.63 наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;»
Просим предъявить эти ориентировки и прочее, если вы подходите под представленные описания, сотрудничаем с сотрудниками, всячески им помогаем. Например, разыскивается марка и цвет автомобиля совпадающего с вашим. Предъявлять водительское удостоверение не обязательно. Паспорт и тех талона будет достаточно. Сотрудник убеждается что это не Вы, возвращает Вам документы и желает счастливого пути. Инцидент исчерпан.
3. «п.63 наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;»
Аналогично, просим предъявить эти ориентировки и прочее, если марка и цвет автомобиля совпадающего с вашим. Сотрудничаем предъявляем документы. Опять таки паспорта и тех талона будет достаточно что бы определить что автомобиль Ваш. А если Вы управляете не своим автомобилем то паспорт владельца ТС или доверенность на право управления им. В доверенности указаны данные об транспортном средстве его владельце и паспортные данные доверяемому. Сотрудник убеждается что это не Вы, возвращает Вам документы и желает счастливого пути. Инцидент исчерпан.
4. «п.63 необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;»
Ну здесь водительское удостоверение вообще ни причем, достаточно паспорта или иного документа удостоверяющего личность, и только в случае их отсутствия предъявляем водительское удостоверение. Не забываем что для данного повода мы должны стать очевидцами.
5. «п63 необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;»
Сотрудник ГИБДД не может Вас обязать быть понятым, это Ваше право согласится или отказаться.
Но мы же законопослушные граждане и всегда готовы помочь правоохранительным органам. Но бывают ситуации, когда понятым не очень хотелось бы быть, они различны: освидетельствование нетрезвого водителя, ДТП с жертвами и прочее, спорные ситуации на дороге, возможность дальнейшего привлечения Вас на судебное разбирательства. А иногда нам просто не охота терять время на процессуальные проволочки или впереди нас ждет еще много и много километров пути. Тогда спокойно и вежливо объясняем ситуацию не желание быть понятым. При отказе о предъявлении документов с Вашей стороны не может быть и речи.
6. «п.63 выполнение распорядительно-регулировочных действий;»
Мутный абзац но фактически Вас остановили что бы сообщить о ограничении движения в данном направлении в связи с погодными условиями или происшествием, например зимой из-за снегопада, аварийный участок, галолед и т.д. Вообще документы не предъявляем.
7. «п.63 необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4настоящего Административного регламента);»
Согласно п.68 регламента:
«68. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления транспортным средством (пункт 126 настоящего Административного регламента).
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения <1>.
(в ред. Приказа МВД России от 03.10.2014 N 857)
--------------------------------
<1> Пункт 2.3.3Правил дорожного движения.
126. Основаниями для отстранения от управления транспортным средством являются:
выявление административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.3(управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца), частью 2 статьи 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), частью 1 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), частью 2 статьи 12.7(управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством) Кодекса <1>;
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 27.12Кодекса.
наличие достаточных оснований полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством, находится в состоянии опьянения (наличие у лица одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке) <1>;
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 27.12Кодекса.
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4настоящего Административного регламента) в состоянии крайней необходимости при невозможности достижения цели использования без отстранения водителя от управления транспортным средством.
абзац 5 пункта 4 Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "О полиции" <2>.
37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.
ПДД РФ 2.3.3. Предоставлять транспортное средство:
сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
(в ред. ПостановленияПравительства РФ от 06.10.2011 N 824)
медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.
Примечание. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники - выдать талон установленного образца.
По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.
(пп. 2.3.3 в ред. ПостановленияПравительства РФ от 25.09.2003 N 595)»
Редкий случай для остановки ТС, за 10 летний стаж с таким поводом не сталкивался. Важно знать с Вами за рулем или без Вас, но сотрудник воспользуется транспортным средством. Если вы стали «счастливчиком» отбрехаться от этого Вам не удастся ни при каких обстоятельствах, кроме неисправности ТС. Заглохла и не заводится не с того не с сяго или «тайный тумблер» прерывающий, например цепь бензонасоса. Эффект тот же – машина не пригодна для использования.
Если же это все-таки случилась то требуйте справку от сотрудника ДПС, так как без нее вы не можете рассчитывать на возмещение затрат.
8. «п.63 необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;»
А имеете ли вы возможность помочь в случившейся ситуации? Глупо полагать что хрупкая леди, может помочь растолкать автомобили с места ДТП по обочинам. Или отсутствие у Вас медицинских навыков может помочь при серьезных травмах, за исключением тех действий которыми вы обязаны владеть в соответствии с ПДД РФ. К обычным водителям на обычных легковых авто все что от Вас может потребоваться это аптечка и огнетушитель, вода. Ну а если мы не без сердечные и ответственные это и так сделаем без остановки нас инспекторами.
9. «п.63 проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;»
После остановки и представления, до требования предъявить документы инспектор должен предъявить документы о проведении этих специальных мероприятий приказ, распоряжение. Часто о проводимых мероприятиях сообщают в средствах массовой информации и уже до остановки ТС нам о них уже известно. Здесь все понятно.
10. «п.63 проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Если мы находимся на трассе, то о законности такой остановки не может быть и речи. Отказываемся от предъявления документов, сообщаем о намерении подать жалобу на превышение должностных полномочий вышестоящему руководству.
Остановка транспортного средства в связи с нарушением с использованием средств видеофиксации.
Нарушение зафиксировано с использованием технических средств. Тут уже в Ваших интересах пройти в служебный автомобиль и ознакомится с «кино» - видеоматериалами фиксации правонарушения.
Сначала просим предоставить сертификат на измерительный прибор и действующее свидетельство о метрологической проверке. Смотрим кино. У Вас снова два варианта действий согласны и оформляете протокол или не согласны и начинаете защищаться. Что может быть неправильно в предоставленных доказательствах по каждому правонарушению рассмотрим отдельно ниже.
Внимание! Севший аккумулятор не является неисправностью средства видеорегистратора. Ни в одном суде данный довод не будет принят так как современные технические средства могут работать как от сети так и от аккумуляторной батареи, данный факт не влияет на работу прибора. Так же погодные условия давление, температура, влажность не влияют на работу прибора.
Погодные условия наоборот могут с играть Вам на руку. Дождь, снегопад или туман могут не позволить зафиксировать или не четко зафиксируют г/н, марку автомобиля, знаки или разметку дорожной полосы.
А) фиксация обгона в запрещенном месте;
Пункт правил ПДД мера наказания.
Кроме указания в протоколе места фиксации правонарушения, на видеозаписи должен быть зафиксирован факт выполнения маневра в зоне действия знака или разметки. Отсутствие на видео самого знака или разметки, является существенным обстоятельством в вашу пользу. Смело не соглашаетесь с правонарушением в протоколе о чем в нем указываете в соответствующих строках. Где и что писать смотрите тут ->.
Б) не соблюдение скоростного режима. Что об этом гласит регламент? Нас интересует п.57:
« п.57. Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются руководителем органа управления Госавтоинспекции.
(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
Места и время применения передвижных средств автоматической фиксации определяются решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.
(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается.
(абзац введен ПриказомМВД России от 13.08.2012 N 780)»
Согласно абзаца 2 получается что у инспектора должен быть наряд на работы с использованием передвижного средства автоматической фиксации, в котором указанно что именно сейчас и именно в этом месте сотрудник имеет право использовать его. И если его нет то это его личная инициатива. А это уже превышение полномочий. Как это выглядит на практике мне пока не известно. Но при случае обязательно выясню. Если у Вас был соответствубщий опыт просьба отписаться ниже в комментариях.
Основными моментами в защите:
-на видео неразличимы или не видны ваше лицо и г/н транспортного средства;
-в кадре наличие только одной машины, смотреть внимательно, что бы было видно всю проезжую часть. Нередко для Вас видео масштабируют, что бы было лучше видно номер;
- Согласно правилам дорожного движения после перекрестка должны быть повторители знаков и если до перекрестка было введено ограничение скорости, то после перекрёстка знак прекращает действие если под ним нет дополнительных знаков с указанием (ПОСМОТРЕТЬ ПУНКТ ПРАВИЛ И ПРОЧЕЕ)
В) не уступили пешеходу; Тут из существующей статьи вставить.
Г) проехали на запрещающий сигнал светофора.
Д) выполнение маневра с пересечением разметки.
Е) техническая неисправность ТС. Есть тех осмотр а остальное визуально.
Ж) Выезд на полосу встречного движения.
З) нетрезвом состоянии.
И т.д. Основные правонарушения.
С доказательствами разобрались теперь рассмотрим составление протокола и Ваше не посредственное участие в его сотавлении п. 109 регламента.
Естественно в статье мы рассмотриваем случай когда вы не согласны с вменяемым нарушением.
Для начала обратимся к статье 12 КоАП РФ Презумпция невиновности:
1-Физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке.
2-Никто не обязан доказывать свою невиновность.
3-Любые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении которого возбуждено об административном правонарушении.
Далее внимательно смотрим и изучаем имеющиеся доказательства вины. Это необходимо сделать еще на месте, если в них будет выявлен хоты бы малейший шанс на Вашу не виновность это необходимо указать в протоколе, что пригодится в дальнейшем при рассмотрении дела в суде.
Доказательная базы состоит из:
- Показания сведетелей;
- Видео и фото документы;
А протокол является основанием для возбуждения дела об АПН. Поэтому для избежания лишних хлопот связанных с составлением и направлением обжалования вышестоящему руководителю и посещением суда, важно отбить желание его вообще составлять.
В этом нам поможет устное информирование сотрудников об отсутствии у них доказательной базы. Инспектора не дураки и тратить свое драгоценное время на безнадежный случай не будут. Часто случается что Вас берут «на понт», но стоит им указать на недостатки или отсутствие доказательств они быстренько прощаются с Вами или пытаются придраться еще к чему либо, в надежде что Вы согласитесь.
Если же дело до шло до составления протокола тут от Вас требуется внимательность.
Тут стоит отметить что протокол сотрудники могут составить и без Вашего участия (например Вы отказались выйти из машины и проследовать в их служебный автомобиль) но для ознакомления они все-равно вернуться к Вам.
Теперь Ваша очередь действовать. Внимательно читаем протокол, обращаем внимание на информацию указанную в пунктах на соответствие действительности. Далее
ПУНКТ об разъяснении прав. Если сотрудник передавая Вам протокол сказал распишитесь где галочки, и не разъяснил Ваши права, он уже нарушил регламент п.XX о чем в данном пункте делаем пометку «НЕ ОЗНАКОМЛЕН»
Далее где и что пишем:
с нарушением не согласен, привести доводы и далее пишем если остановили не в родном регионе ХХХХХ и фразу требуется помощь юриста.
Далее обжалуем протокол пример жалобы тут указываем причины.
115. Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с ним. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые отражаются в нем либо прилагаются к нему.
116. При отсутствии оснований для вынесения постановления по делу об административном правонарушении (пункт 120 настоящего Административного регламента) сотрудником, составившим протокол об административном правонарушении, рассмотрение дела о котором находится в компетенции органов внутренних дел, в протоколе указывается место (адрес, телефон, наименование подразделения, номер кабинета) и время (не позднее пятнадцати суток с момента составления протокола) рассмотрения дела, о чем уведомляется лицо, в отношении которого оно возбуждено, а также потерпевший.
117. Протокол об административном правонарушении подписывается сотрудником, его составившим, и лицом, в отношении которого он составлен. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
118. При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, сотрудник, выявивший административное правонарушение, составляет подробный рапорт и (или) схему места совершения административного правонарушения (приложение N 7 к Административному регламенту), которые прилагаются к делу. Схема места совершения административного правонарушения подписывается сотрудником, ее составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания схемы в ней делается соответствующая запись.
120. Основаниями вынесения постановления по делу об административном правонарушении являются:
назначение сотрудником на месте совершения административного правонарушения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа <1>;
(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 28.6 Кодекса.
рассмотрение сотрудником находящегося в его компетенции возбужденного дела об административном правонарушении, при условии соблюдения предусмотренных статьей 25.1 Кодекса прав лица, привлекаемого к административной ответственности <1>.