Базовый курс в столярной школе заканчивается изготовлением дипломного проекта.
Выпускным предметом рекомендуется выбрать изготовление табурета. Во первых: предмет небольшой и малоопытный курсант способен с ним совладать за обозримое время. Второе: в этом изделии сосредоточены базовые соединения и можно закрепить навыки по строжке, склейке и т.д и т.п.
Выбрал для себя проект английского табурета. Он красивый, нетривиальный, есть где отойти от канонов.
Материал: ясень, фактура меня лично завораживает. Люблю это дерево, невзирая на его непростой характер и подчас сложную обработку.
Процесс начинается с изготовления всех заготовок, кроме щита на сидение. Его рекомендуется делать в последнюю очередь, чтобы не деформировалось, ожидая своей очереди.
Как я строгал все эти детали, фото не делал, ибо всё это рутина. Разметка и изготовление шипов гораздо интереснее. Первым размечаю верхний царговый пояс.
Пиление вручную не совсем простое дело, требует хорошо набитой руки.
Естественно, из под пилы, шипы дорабатываются. Мне было проще работать грунтубелем. Эдакий "ручной фрезер", позволяющий обрабатывать детали с точностью до долей миллиметра без шума и пыли.
Теперь размечаю гнёзда под имеющиеся шипы. Аккуратность превыше всего, поэтому инструмент деликатный: штангельциркуль, рейсмус, разметочный нож, карандаш для проявки линий. Карандаш лучше использовать автоматический, с мягким грифелем 0,5 или 0,3 мм.
Выдолбил гнёзда.
Концы шипов на царгах запиливаю под 45 градусов.
Финальные размеры проножек размечаю по факту.
Снова пилю.
Долблю гнёзда под шипы проножек и примеряю.
Довожу все плечики зензубелем.
Собрал всё насухо.
Посмотрел я на результат и понял, что мне не нравится эта брутальность.
Облегчить визуально решил токарной обработкой. Сделал прототип, результат приемлемый. Конечно, это неправильно, точить полуготовую деталь, но меня припекло.
Опять собрал насухо. Модернизированная версия мне нравится.
Декор выбирал "веритасовской шкрябалкой". Действие не для слабонервных, но результат того стоит. На фрезерном станке такое не сделать.
Выборку между двух валиков и фаски сделал зензубелем.
Перед склейкой заизолировал все сопрягаемые плоскости, чтобы не отдирать потом клей.
Дощечки на щит сидения подбирал, ориентируясь исключительно на красоту рисунка. Пришлось пожертвовать правилом подбора по направлению волокна. Хотя щит маленький и будет под нагрузкой, повести не должно. Но делать так неправильно. ;)
Прифуговал кромки и склеил.
Строгать щит из ясеня непросто, есть большой риск наделать вырывов. Начерно выстрогал рубанком с низким углом, а затем вывел поверхность циклёвочным рубанком Veritas. Можно и обычной циклей, главное не обжечь руки.
Врезал декор в щит и отфрезеровал кромки.
Чтобы посадить на место щит сидения, отстрогал выступающие кромки царг рубанком.
Сидение закрепил на четыре шканта.
Убрал скотч с остатками клея, вышлифовал и покрыл хвалёным маслом rubio. Нужно было создать эффект лёгкой седины. Как по мне, это масло не стоит своих денег.
*** По прошествии нескольких лет и многих изделий, покрытие маслом практикую только на предметах, не подверженных износу, не соприкасающихся с водой, либо на тех изделиях, которые контактируют с пищей.
Табурет в готовом виде выглядит прекрасно :)