Найти тему

Мгновенная диагностика школьных трудностей с помощью репродукций 3 картин

Сюжетные сценки из школьной жизни вызывают у детей живой эмоциональный отклик. Эта особенность позволяет использовать рассматривание репродукции как способ мгновенной диагностики школьных (и не только учебных) проблем.

1. Н. Богданов-Бельский "Устный счет"

Название и автора картины ребенку не сообщаем.

Беседу строим по логике "знание - понимание - мнение":

  • "Знание": обозначаем исторические и ситуативные рамки. Что изображено на картине? Как ты думаешь, это современная школа или старинная? По каким деталям это можно определить? (На этом этапе можно сообщить ребенку информацию, которая необходима для правильного понимания контекста).
  • "Понимание": вносим конкретику исходя из опыта ребенка. Расскажи, что за ситуация сложилась, в каком состоянии находятся дети? Как ты думаешь, почему это произошло? На каком уроке может быть так трудно?
  • "Умение": создаем условия для того, чтобы ребенок соотнес себя с одним из героев сюжета. С помощью вопросов получаем необходимые комментарии. Приходится ли тебе бывать в такой ситуации? Если бы ты оказался внутри этой картины, на каком месте ты бы был? Что происходит обычно, когда тебе так сложно? Над каким заданием тебе приходилось так напряженно думать?

2. Т. Яблонская "Утро"

-2

Логика беседы та же самая:

  • Где находится девочка? Чем она занята?
  • Как ты думаешь, это утро выходного дня или рабочего? Может быть, это каникулы? По каким деталям ты это определил?
  • Какое настроение у девочки? Почему ты так решил? А когда у тебя бывает такое настроение? Бывает ли настроение таким, когда ты собираешься в школу?

3. М. Вестлинг "Сельская школа"

-3

Следуем уже известным путем:

  • Что за место изображено на картине? Как ты это определил?
  • Чем этот класс отличается от того, где ты учишься? Чем похож?
  • Кто из героев картины тебе нравится больше всего? Почему? Какого героя ты бы не стал рисовать, если бы был художником? Кто из героев картины больше всего похож на тебя?

Вопросы можно дополнять и варьировать, направляя беседу в нужное русло. Так незаметно можно услышать мнение ребенка о его успехах и трудностях в школе, учителе и одноклассниках, школьных буднях и других деталях повседневной школьной жизни.

#начальная школа #школьная диагностика