Найти в Дзене
Плёнки и винил

Как студенты-пацифисты 60-х останавливали поезда с войсками

В книге молодого активиста 60-х Джерри Рубина «Действуй! Сценарии революции» есть запоминающийся момент о том, как юные противники агрессии США во Вьетнаме пытались противостоять военной машине.

У них была своя стратегия, поражавшая даже опытных вояк. А вот насколько она была результативной, – судите сами.

Джерри Рубин и соратники
Джерри Рубин и соратники

В какой-то день в студенческом Беркли, где жил и действовал Рубин, стало известно, что через город проезжают составы, везущие солдат для отправки во Вьетнам. Пацифистски настроенные молодые люди не могли этого стерпеть и решили останавливать эти поезда.

Тогда два активиста проехали 320 километров до соседнего города, чтобы заметить время, когда поезд проедет там. Как только через два дня они его засекли, то сразу позвонили в Беркли.

У нас была телефонная пирамида. Каждый звонил 10 людям, каждый из которых, в свою очередь, тоже обзванивал 10. Таким образом, в течение часа можно было мобилизовать 1000 человек.

Собранная так толпа заранее приготовилась к прибытию поезда и встала на путях.

-2
Мы рассчитывали, что когда машинисты увидят такую толпу на путях, они резко дадут по тормозам. Что ещё им оставалось?..
И вот пути завибрировали и показался он, о***тельно здоровый поезд, несущийся прямо на нас. Всё ближе и ближе. Мы не сдавали позиций. Поезд меж тем даже не замедлил ход.
– Он не остановится!
– Берегись!
Мы попрыгали в стороны, а поезд проревел мимо, в клочья разрывая наш баннер.

В следующие дни активисты пытались садиться и ложиться на рельсы. Их деятельность стала привлекать полицию и репортёров, но в главном ничего не менялось: составы на скорости проносились мимо, и только иногда солдаты показывали из окон знак виктории, приветствуя гражданских.

Самое большее, чего Рубин с друзьями однажды достигли, это чтобы поезд притормозил. В этот момент несколько человек из числа противников войны вскочили в последний вагон и дёрнули стоп-кран, а ещё несколько взяли его на абордаж, забравшись на крышу. Состав простоял несколько минут, пока полиция пыталась выловить как можно больше виновных (им удалось прихватить троих-четверых).

Казалось бы, успех скромный, однако, по оценке Рубина, его сторонники были счастливы:

Мы были воинами-победителями.
Мы познали экстаз.
Мы остановили поезд с войсками.
Мы вколотили первый гвоздь в гроб Военной Машины.