Современные возможности 3D-моделирования потрясают воображение и захватывают дух. Однако, есть как минимум два "но":
- очень серьёзная стоимость программных пакетов
- высокая сложность освоения, особенно для новичка
Выходит, права расхожая фраза: "бесплатное хорошим не бывает"?
С этим утверждением совершенно не согласны разработчики пакета Blender (доступного для Windows, macOS и Linux), а также все те пользователи, которые уже длительное время используют, и весьма успешно, этот программный продукт.
Об успешности можно судить по ряду очень известных художественных и анимационных картин, где использовался Blender, например, фильм "Человек-Паук 2" 2004 года, мультфильмы "Пятница и Робинзон", "Тайна Келлс" 2019 года, а также тех, что сделаны на Blender от начала и до конца, как "Бунт пернатых" 2010 года. Это лишь одиночные примеры из огромного списка фильмов, сериалов и мультфильмов, сделанных с помощью Blender!
Итак, группа разработчиков Blender Foundation создала одноимённый продукт, представляющий собой мощную среду для анимации и трёхмерного моделирования.
Впервые Blender был представлен публике 13 октября 2002 года, и с тех пор уверенно занимает свою заслуженную нишу в области рендеринга статичных изображений и создания анимации (как 2D, так и 3D).
И – да! Этот продукт не нужно ни покупать, ни взламывать или искать его "репаки", Blender – бесплатная система! Кроме того, актуальные версии уже имеют полную русскую локализацию интерфейса.
К основным достоинствам Blender относится эксклюзивный механизм моделирования BMesh, предлагающий возможность создания объектов из различных многоугольников, а не только из стандартных четырехугольников и треугольников.
Также в приложение интегрированы вспомогательные инструменты.
К примеру, компонент Dissolve позволяет удалять грани, рёбра и вертикали без формирования отверстий в сетке, а утилита Inset может добавлять нужные грани.
Кроме того, в Blender встроено уникальное средство рендеринга Cycles Render, умеющее взаимодействовать с панорамной камерой и текстурами окружающей среды.
Ещё в программе доступны специальные слои рендеринга, эффекты объемного света и теней.
Как упоминалось, средство моделирования BMesh, реализованное в Blender и поддерживающее многоугольники, имеет ряд реально "крутых фишек", к примеру, в инструменте Knife указанная технология применяется для создания срезов.
А ещё создатели Blender, отказавшись от функции непрерывного преобразования объектов в треугольники, смогли встроить механизмы для дробления и циклического сечения элементов.
И снова о "крутых фишках": режим, предназначенный для скульптурного моделирования, позволяет с лёгкостью скрывать отдельные части модели и сетки, чтобы повысить быстродействие системы, либо обеспечить комфортную обработку внутренних деталей объекта.
И, конечно, всё это просто нереально экономит время и трудозатраты аниматора и 3D-дизайнера.
Что же касается освоения этого программного комплекса новичками – это вполне реальная задача. Особенно в сравнении, скажем, с Autodesk Maya.
В сети доступно множество обучающих материалов и пошаговых курсов по работе с Blender, в том числе "с нуля" и на русском языке.
И в завершение – коротко "пробежимся" по интерфейсу программы.
Главное окно разделено на ряд областей:
Слева – панель инструментов для создания и редактирования объектов, которая делится на несколько вкладок.
Тут находятся инструменты для выделения/редактирования объектов и те, что позволяют задавать вращение, обрезку, деформацию, удаление и т.д.
Тут же расположены базовые объекты (куб, тор, шар, цилиндр, поверхность и другие), в нижней области находится шкала таймлайна.
Правая колонка содержит внушительный набор опций, позволяющих плавно и точно перемещать/вращать, видоизменять объекты, управлять их свойствами.
Рядом выполняется настройка сцены для рендеринга/создания ролика, задаётся нужное разрешение и прочие параметры.
Для выполнения различных задач в системе есть несколько предустановленных режимов пользовательского интерфейса: игровой, видео, анимационный и другие.
Разумеется, интерфейс можно кардинально менять под свои нужды и предпочтения.
Ещё одна особенность Blender – это возможность разделения окна 3D-сцены на части, в итоге пользователь работает с рядом независимых окон, каждое из которых – определённый вид сцены (со своими настройками и таймлайном). Их число ограничивается лишь потребностями пользователя и разрешением его монитора.
Инструментарий позволяет делить объекты на слои, группировать модели в пределах слоя, значительно упрощая работу с плотно насыщенной объектами сценой.
Конечно, для изучения и освоения Blender понадобится некоторое время, однако, как говорится, оно того стоит, ведь возможности этого программного продукта просто безграничны!
PromoToons желает всем удачи и безудержного творчества!