Не буду оригинальным, если скажу, что знакомство с творчеством Квентина Тарантино началось у меня с его легендарного фильма «Криминальное чтиво». Есть веские подозрения, что и у большинства зрителей всё происходило точно так же. Фильм, бесспорно, произвёл впечатление, как на зрителей, так и на критиков. И естественно все тут же кинулись искать, чего же ещё снял молодой режиссер. Оказалось, что послужной список невелик. Собственно кроме такой ленты как «Бешеные псы» смотреть у Тарантино на тот момент было больше и нечего. Тем не менее, его имя вдруг стало очень модным, и он вдруг замелькал повсюду то, как актер, то, как продюсер.
Вот у него эпизодическая роль в фильме «Прирождённые убийцы», где он же был частично сценаристом. Вот он мелькает в ленте «Отчаянный». По его же сценарию ставят «От заката до рассвета». Но как режиссер он к концу 90-х снимет всего лишь 4 фильма. Прямо скажем немного. И в этом есть какой-то парадокс. Я точно помню, что для меня и моего окружения имя Тарантино было синонимом авторитета. Но после выхода «Убить Билла» я всерьез призадумался, на тему чем же так хорош он как режиссер.
Ответ оказался для меня банальным. Во всех его фильмах отличные диалоги. То есть в первую очередь Квентин держит зрителя у экрана с помощью прямой речи. Сюжеты, конечно же, присутствуют везде, но важно, что он всегда сосредоточен на общении со зрителем. Ты сидишь и словно участвуешь в диалоге вместе с персонажами с экрана. Но всё то, что было снято в молодости меркнет с теми фильмами, за которые взялся Тарантино в прошлом десятилетии. На мой вкус именно в 10-х годах он снял лучшие свои ленты. Они не связаны сюжетом, но я их рассматриваю как некое единое целое. Это словно этап его карьеры, где он вдохновлялся чем-то одним.
Собственно, речь о таких фильмах как «Джанго освобождённый», «Омерзительная восьмёрка» и «Однажды в… Голливуде». Ей-богу не происходи события в последнем фильме в другое время, то все эти вещи можно было бы назвать трилогией. Однако в любом случае везде в них присутствует какая-то общая атмосфера. Естественно Тарантино мастер по её созданию, но фильмы из 90-х и тем более 00-х годов всё же отличаются от того, что он снимает сейчас. Они не лучше и не хуже, но точно другие.
Объяснение этому простое. Режиссер вырос, он может теперь найти любой бюджет для своего фильма, а не мучиться как во время съёмок «Бешеных псов». Кто-то пробовал пересматривать этот фильм недавно? Он же снят невероятно дешево, но при этом смотрится всё так же прекрасно за счёт диалогов. Однако и «Омерзительная восьмёрка» смотрится точно так же. И естественно за счёт всё тех же разговоров персонажей.
Есть у меня подозрение, что если бы у Тарантино не вышло бы стать режиссером, то из него получился бы прекрасный писатель. Но дело в том, что кинематограф был его детской мечтой и, несмотря на массу неудач в начале карьеры он сумел достигнуть невероятных вершин.
Видимо один из ключей к успеху Тарантино подбирал самостоятельно, работая клерком в видеосалоне. У него нет профессионального образования, и в своей манере съёмок он ориентировался лишь на собственный опыт просмотра чужих фильмов. Работа в салоне не прошла даром.
Без сомнений в те юные годы Квентин обращал внимание и не то, что пользуется спросом у зрителя. В итоге мы имеем смесь чего-то очень простого с отсылками к фильмам, которые массовый зритель попросту не знает. Эта гремучая смесь дала отменный результат. То есть перед нами эстет, который не прячется от каких-то популярных вещей, а предпочитает наоборот их впихивать в свои сценарии.
На выходе мы имеем не только узнаваемый почерк режиссера, но и его собственную вселенную. У меня нет ни малейших сомнений, что ленты Тарантино спутать с чьими-то ещё невозможно. Настолько он узнаваем. И если взять всё тех же «Бешеных псов» и сравнить с «Однажды в… Голливуде», то мы увидим один и тот же почерк. Может быть ставший с годами чуть более качественным, но точно корнями, уходящий в начало карьеры.
Несколько лет назад режиссер сделал печальное заявление о том, что планировал снять за свою карьеру 10 фильмов и 9 из них уже готовы. Насколько я понимаю, нас в лучшем случае ждёт ещё одна лента. И если это действительно, правда, то очень жаль. Ведь заменить Тарантино как режиссера не сможет никто. С другой стороны он сам себя загнал в ловушку таким высказыванием. Ведь если он продолжит снимать, то будет выглядеть непоследовательным человеком. А это точно не про него. Впрочем, как бы там ни было у нас в любом случае останется целая вселенная, которую создал великий режиссер.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.