Уникальность Боба Марли совсем не в том, что он стал знаменитым. И не в том, что регги теперь уже навсегда ассоциируется с ним. Нет, на мой взгляд, его пример показывает нам всем, что, будучи выходцем из какой угодно страны и среды можно добиться невероятных высот. Ведь Боб не имел никаких шансов на построение карьеры, однако умудрился добиться не только известности, но и стать в некотором смысле символом Ямайки.
Он родился в небольшой деревне и рос в бедной семье. Но вот что любопытно, в русскоязычных источниках часто пишут о том, что вместе с матерью Боб перебрался на окраину столицы Ямайки в нищий район. Однако если попробовать почитать англоязычные источники, то можно выявить, что район Тренчтаун точно не был какими-то трущобами. Более того хватало музыкантов и художников. Понятное дело, что творческая богема это не коммерсанты, но совсем уж безнадежным район назвать не выйдет. И вот там-то среди поэтов и любителей играть на гитаре Боб формировался как человек. Хотя и различного криминала там в ту пору хватало.
Опять же я всегда считал странным то, что в России музыку регги воспринимают как нечто доброе и позитивное. Вот только если немного ознакомиться с этой культурой, то можно выявить удивительные вещи. Во-первых, стоит учитывать, что регги вышел из культуры руд-боев. Так же кстати как и ска. И если по музыке не очень понятно, что это такое, то уж по текстам точно всё ясно. Да чего далеко ходить? Один из главных хитов Боба Марли называется «I Shot the Sheriff». Надеюсь, перевод тут не требуется? Представить себе кого-то из русских музыкантов, исполняющих подобное невозможно. Единственная группа в России игравшая настоящий регги это «Комитет охраны тепла». Впрочем, я отвлекся от основной темы.
Во-вторых, суть явления заключается в том, что регги, ровно как и идеи раста не являются беззубыми. Это у нас по какому-то недоразумению любители такой музыки были изнеженными девочками и травоядными мальчиками. На Ямайке же в той среде, где формировался Боб Марли, было элементарно небезопасно.
О Бобе полно информации в интернете. Пересказывать его путь здесь нет никакого смысла. Мне как всегда интересен сам прецедент, что молодой человек из далеко не передовой страны вдруг становится звездой, которая собирает огромные залы по всему миру. И в некотором смысле в какой-то момент он, может быть, был даже популярнее The Rolling Stones. Они кстати приезжали на Ямайку, когда регги стал не просто внутренним стилем, а поселился в хит-парадах.
Посещал Ямайку и такой англичанин как Джонни Роттен. Его точно так же влекло всё необычное, и новое слово в музыке он обойти не мог. Другой вопрос, что Боб Марли на протяжении всей своей карьеры играл только регги. Доказывая, что под незатейливый ритм можно сочинить не один десяток песен. Впрочем, как незатейливый? Играть регги не так-то просто как кажется. Кроме безупречного чувства ритма потребуется хорошо сыгранная компания музыкантов. И одной гитарой с барабанами тут не отделаешься. Слишком много оттенков у этой музыки, а создавать их на сцене втроем не выйдет. С Бобом, например, играло примерно 7-8 человек на концертах.
Относительно же популярности просто могу отметить, что он катался выступать не только в привычный Лондон или Нью-Йорк, а в такие страны как Зимбабве и Габон. Мало кто из мировых звёзд может похвастаться успешными концертами на африканском континенте. Боб Марли мог.
Его не стало в 36 лет. Подумать только какой молодой возраст. Да, он уже был не юным парнем как многие из клуба 27, но и не седым мужчиной. К своим годам Боб успел пройти огромный путь и добиться абсолютно всего, о чём только мог мечтать любой его земляк. Да что там земляк? О такой популярности могли мечтать и поп звезды из Парижа или Лондона.
Естественно его можно назвать самородком и гением, но, на мой взгляд, и в его случае очень важно понимать, что он много работал над своими мелодиями. Тем более с самого начала он поставил себя в очень тесные и узкие рамки одного стиля. Это всё равно, что играть одной рукой. Ведь сочиняй он не регги, то пространства для маневра было бы куда больше.
То есть в теории мы можем представить, что Боб Марли мог бы играть поп музыку, но вот вопрос в том – добился ли бы он тогда такого успеха? Думаю, что нет. Он сделал правильную ставку на местное звучание и местный стиль. Ну а то, что он пришёлся по вкусу в десятках стран мира скорее случайность. Такое развитие событий не мог предугадать никто. В том и неповторимость пути Боба. Он выбрал что-то местное, но сумел покорить весь мир. И видимо это очередное подтверждение того, что надо делать то, что велит тебе твоё сердце. Его сердце выбрало Ямайку, где так и осталось.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.