Вот, к примеру, есть у вас мелодия - один голос, причём, для простоты, верхний. Конечная цель - оформить нечто благозвучное для смешанного хора, в элементарном четырёхголосном складе, чтобы исходная мелодия у сопрано выгодно просолировала, с логично выстроенной поддержкой.
Ну, то есть, прочие голоса вам надлежит сочинить. Это сочинение не спонтанное, далеко не свободное, в рамках строгих правил, эстетических и стилевых требований. Медленно, аккуратно, очень постепенно курс гармонии разъясняет, какими именно могут быть аккордовые вертикали. Принцип универсальный - от простого к сложному, с чётким указанием на рекомендованные технические элементы. Ввод каждой новой темы предполагает, в обязательном порядке, освоение всех предшествующих.
Гармония - предмет профессионального образования: в ССМШ и училищах он соответствует заключительным трём классам/курсам, применительно к большинству специальностей. У теоретиков программа углублённая, но и у исполнителей весьма насыщенная. Своего рода общедоступные "композиторские" навыки, воспитание вкуса, чувства меры и формы. Бережное развитие слуха и мышления, если правильно принимать. Весомое дополнение к сольфеджио, иной взгляд на ту же систему явлений.
Гармония сдаётся во все музыкальные ВУЗы - за исключением вокального факультета.
Исходная мелодия для "хоровой" обработки носит название "задача", а справиться с сочинением "партитуры" = задачу "решить". Это официальные и общеупотребительные музыкально-педагогические единицы. Задачи записываются в двух ключах, в клавирном варианте - для исполнения на фортепиано. Студент несёт ответственность за каждое обновление аккордовой вертикали, за определённость и функциональную ясность всего "строительного материала". Разумеется, запреты множественны, как и "подводные камни". Положительно оцениваются - правильность, естественность, стилевое единообразие, владение средствами, эстетическая полноценность.
Письменные задания - лишь одна из составляющих курса гармонии. Лично я, как преподаватель СПО, игру (импровизацию) и анализ ставлю выше. Существенны взаимосвязи со смежной теоретической дисциплиной "музыкальная форма".
Успеваемость студентов по гармонии - важнейший индикатор качества учёбы и, конечно, природных слуховых/творческих возможностей. Тяжело работать с теми, кто морально не готов, - но приходится. Это проблема.
Но уж если способности налицо - результаты случаются дивной красоты. Надеюсь, на канале ещё появятся видеопримеры по теме - сочинения моих воспитанников-теоретиков. В данном случае, уже не задачи, а самостоятельные по материалу миниатюры.
Спасибо всем заинтересованным подписчикам!