Найти в Дзене
Жизнь артиста в Дзене

Николай и Медея Фигнер – история любви, совместного творчества, сценических триумфов и расставания

Огромный интерес у тысяч поклонников знаменитой пары Николая и Медеи Фигнер вызывали их концертные выступления. Обычно, Николай Николаевич давал два больших концерта в год в петербургском здании Дворянского Собрания. Чаще всего один концерт давался с благотворительной целью в пользу студенчества, а иногда благотворительными были оба. В эти дни к Дворянскому Собранию съезжался весь Петербург, от высшей аристократии до мелких чиновников и студентов. Вереницы карет, экипажей, колясок, ожидающих своих хозяев после концерта, растягивались по улицам северной столицы версты на три. Чтобы попасть на концерты четы Фигнер, стоявшие в хвосте очереди люди вскладчину снимали помещения в находящихся рядом меблированных комнатах, ночью там можно было погреться, поесть и поспать, ведь стоять приходилось сутками. Зал бывал набит публикой сверх всякой возможности. Первые ряды занимало высшее чиновничество и офицерство, в последних на головах друг у друга сидели студенты, представители петербургской бог

Николай Фигнер - Хозе, Медея Фигнер - Кармен в опере Ж. Бизе "Кармен"
Николай Фигнер - Хозе, Медея Фигнер - Кармен в опере Ж. Бизе "Кармен"

Огромный интерес у тысяч поклонников знаменитой пары Николая и Медеи Фигнер вызывали их концертные выступления.

Обычно, Николай Николаевич давал два больших концерта в год в петербургском здании Дворянского Собрания. Чаще всего один концерт давался с благотворительной целью в пользу студенчества, а иногда благотворительными были оба.

Николай Фигнер. Фото с автографом.
Николай Фигнер. Фото с автографом.

В эти дни к Дворянскому Собранию съезжался весь Петербург, от высшей аристократии до мелких чиновников и студентов. Вереницы карет, экипажей, колясок, ожидающих своих хозяев после концерта, растягивались по улицам северной столицы версты на три. Чтобы попасть на концерты четы Фигнер, стоявшие в хвосте очереди люди вскладчину снимали помещения в находящихся рядом меблированных комнатах, ночью там можно было погреться, поесть и поспать, ведь стоять приходилось сутками.

Зал бывал набит публикой сверх всякой возможности. Первые ряды занимало высшее чиновничество и офицерство, в последних на головах друг у друга сидели студенты, представители петербургской богемы.

Фотопортрет Фотографии Императорских театров с автографом 1900 года.
Фотопортрет Фотографии Императорских театров с автографом 1900 года.

Концерт открывал Николай Фигнер. Сияющий, стройный, овеянный ореолом славы, он появлялся в шикарном фраке под оглушительные аплодисменты. Исполнял арию из оперы, несколько романсов. Выходила Она. Сверкая драгоценностями, демонстрируя ослепительные туалеты, Медея Фигнер пела свои номера, вызывая бурю восторга. Артистку сменял супруг.

Восторженный рев зала встречает каждое появление Николая Николаевича. Певец вдохновляется, глаза его горят. Звучат оперные арии, романсы русских композиторов, русские песни. Любимые произведения певца – «Я помню вечер» Ц. Кюи, романс барона В. Врангеля «Ты мое утро»; всегда в репертуаре – «Северная звезда» М. Глинки, «Средь шумного бала», «Отчего» П. Чайковского, «Ночь» А. Рубинштейна ...

Этикетка граммофонной пластинки с записью романса "Не искушай меня без нужды". Музыка М. Глинки, стихи Е. Баратынского. Поют Николай и Медея Фигнер. Дуэт.
Этикетка граммофонной пластинки с записью романса "Не искушай меня без нужды". Музыка М. Глинки, стихи Е. Баратынского. Поют Николай и Медея Фигнер. Дуэт.

Наконец, Николай и Медея Фигнер поют вместе несколько дуэтов. Венец программы – дуэт М. Глинки «Не искушай меня без нужды» ...

Не искушай меня без нужды. Романс. Музыка М. Глинки, стихи Е. Баратынского. Поют Николай и Медея Фигнер. Дуэт. Запись сделана в Петербурге в 1901 году.

Обычно вечер заканчивался всеобщей давкой, нежные и хрупкие дамы высшего света бывали изрядно помяты, некоторых даже не могли спасти могучие плечи и торсы офицеров и статских советников, самоотверженно встававших на их защиту. Знаменитым супругам долго не давали сойти с эстрады, буквально заваленной цветами. Благодарная молодежь мечтала увидеть вблизи своих кумиров, дотронуться до них ...

После этих концертов Петербург долго не мог придти в себя. На следующий же день музыкальные магазины были атакованы «фигнеристами». Разыскивались, покупались и разучивались романсы и песни, звучавшие во вчерашнем концерте. И долго еще специалисты и ценители с нотами в руках объясняли те или иные тонкости трактовки мгновенно ставших модными произведений. Благодаря супругам Фигнер становились популярными, казалось, давно забытые, но такие неожиданно красивые русские песни. «Что ты рано травушка» Варламова, «Ночь ли, ноченька», «Звездочка», «Последний нонешний денечек» – украшение концертного репертуара Николая Николаевича.

Вот за этими нотами давились фигнеристы после каждого концерта знаменитой пары.
Вот за этими нотами давились фигнеристы после каждого концерта знаменитой пары.

6 декабря 1894 года артистическая чета Фигнер, Николай и Медея, были Всемилостивейше удостоены звания Солистов Его Величества, что в то время являлось бесспорным признанием на самом высоком уровне. Это Высочайшая милость была мечтой любого российского артиста.

Что же за голоса были у супругов, чем же пленяли они тысячи и тысячи своих поклонников?

В отношении Медеи Ивановны все было предельно ясно – сильное драматическое сопрано, очень легкое, красивого мягкого тембра, что в период расцвета ее карьеры давало ей возможность петь такие сложные партии, как Кармен в одноименной опере Ж. Бизе и Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». Итальянская певческая школа!

Сцена цыганской песни Кармен. Поет и танцует Медея Фигнер.
Сцена цыганской песни Кармен. Поет и танцует Медея Фигнер.

С Н. Фигнером же все было значительно сложнее. Парадокс, загадка природы! Обладая от рождения скромным, не блещущим красотой тембра тенором, не сильным, далеко не звучным, Николай Николаевич от рождения же был наделен неистощимым трудолюбием, железной волей, ясным и холодным рассудком, огромным интеллектом. В совокупности всех этих качеств и был заложен секрет чуда. В начале нашего века ходили много анекдотов на тему этого природного феномена.

Высочайшая музыкальная культура, точнейшая дикция, когда даже галерка имела возможность слышать каждое слово, произнесенное артистом даже шепотом, инструментальная тщательная настройка голосового аппарата, энергичная подача звука, выразительная актерская игра – вот только несколько секретов прославленного певца.

Николай Николаевич в роли Хозе в опере "Кармен" Ж. Бизе.
Николай Николаевич в роли Хозе в опере "Кармен" Ж. Бизе.

Рабочее состояние голоса приходилось постоянно поддерживать. Николай Фигнер это прекрасно понимал. После шести-семи лет работы в Мариинской опере он нашел в Испании и пригласил в Россию для занятий профессора пения. Певец поселил испанца у себя дома, а постоянными упражнениями под руководством маэстро поддерживал свой голос в прекрасной форме.

Профессор Марти действительно был великолепным специалистом, мастером своего дела. Уроки вокала у него брала и Медея Ивановна. По рекомендации Николая Николаевича у кудесника стали заниматься и любители пения из высшего общества, некоторые оперные певцы и даже «несравненная» Анастасия Вяльцева.

Волею судеб знакомство с профессором Марти сыграло роковую роль в жизни знаменитой семьи. Профессор был довольно молод, в недавнем прошлом обладал неплохим баритоном и с успехом выступал на оперных сценах. Его пылающие черные глаза подолгу восторженно следили за Медеей Фигнер на концертах, во время спектаклей.

Медея Фигнер.
Медея Фигнер.

Занятия молодого маэстро с его известной ученицей сначала стали более частыми, затем все более и более затягивались, что, наконец, завершилось самым романтическим образом. О пылком романе узнал муж, разразился страшный скандал, давший обильную пищу для слухов и сплетен. Профессор Марти уехал в Италию. Обеспечив прекрасное звучание голоса своему лучшему ученику до самой смерти, он отнял у него жену. Отношения между супругами стали невыносимыми. Особенно сильно семейная драма сказалась на «фигнерятах». Дети страшно переживали разрыв матери с отцом, постоянные пересуды знакомых, сверстников. Дело дошло до того, что супругам стало опасно вместе петь. Был известен случай, когда в финале оперы «Кармен» большая сцена ревности героя чуть не окончилась трагически. Глубоко переживая трагедию несчастного дона Хозе, напоминавшую ему собственную семейную драму, Николай Николаевич, забывшись, изрезал бутафорским ножом платье и корсет супруги и едва не поранил ее.

Николай Фигнер - Хозе. Финал оперы "Кармен" Ж. Бизе
Николай Фигнер - Хозе. Финал оперы "Кармен" Ж. Бизе

Медея Фигнер в 1903 году уехала на гастроли в Америку, а Николай Николаевич пел в это время на юге России.

Вот как вспоминает начало своей гастрольной поездки Медея Ивановна в мемуарах:

Как печален был мой отъезд! Всех артистов провожали жены, мужья, родные, знакомые, я же уезжала совершенно одинокая, никто не сказал мне прощального привета, только меня подбодрили многочисленные телеграммы ... от моих детей и многих друзей ...

Тогда же, гастролируя по российской провинции, Николай Николаевич познакомился с начинающей молоденькой певицей Рене Радиной.

Николай Николаевич. Фото с автографом его будущей жене Рене Радиной: "Очаровательной Рене Ефимовне на добрую память от ея верного друга. Н. Фигнер".
Николай Николаевич. Фото с автографом его будущей жене Рене Радиной: "Очаровательной Рене Ефимовне на добрую память от ея верного друга. Н. Фигнер".

Эта встреча и явилась последним доводом в пользу официального развода Солистов Его Величества.